20 января 2017 - 16:30

В Совете Европы пожелали, чтобы Россия отменила верховенство Конституционного суда. Комиссар СЕ по правам человека Нилс Муйжниекс считает, что несогласие российской стороны с решением ЕСПЧ по делу ЮКОСа грозит некими отдаленными последствиями для защиты прав человека.

Действия Конституционного суда ослабляют гарантии «недопущения возможных государственных злоупотреблений» и ставят под угрозу «целостность и легитимность системы Европейской конвенции о правах человека», пояснил Муйжниекс.

В связи с этим комиссар Совета Европы призвал российские власти изменить закон, который наделяет КС правом не исполнять решения Страсбургского суда.

19 января высшая юридическая инстанция России признала невозможным исполнение решения Европейского суда по правам человека о выплате акционерам ЮКОСа компенсации в 1 млрд 866 млн евро. Суд постановил, что вердикт ЕСПЧ противоречит нормам Конституции.

В октябре 2016 года Нилс Муйжниекс отказался от запланированного визита в Россию, объяснив свое решение «неприемлемыми ограничениями программы, навязанными российскими властями». Как сообщили в российском МИДе, в нашей стране готовы были принять этого европейского политика лишь при условии, что комиссар СЕ «будет придерживаться деполитизированного и беспристрастного подхода при выполнении своего мандата».

Сергей Марков, политолог:

«Мне кажется, что подобного рода политики пытаются демонстрировать такое же отношение к России, как и к странам Евросоюза. Но у государств ЕС, в отличие от нашей страны, нет превалирования собственной Конституции и своего суверенитета над решениями европейских инстанций. Зато вместо самостоятельности у этих государств есть механизмы для учета их мнений, в том числе право наложить вето на вердикты европейских институтов.

У России такого права нет, она находится в другом алгоритме действий. Поэтому либо слова комиссара СЕ говорят о его недостаточном профессионализме и непонимании наших отличий от стран Евросоюза, либо это проявление имперской высокомерной позиции.

Вспомним, что Украина и Молдавия обязаны выполнять решения европейских инстанций и тем самым лишены суверенитета. Есть и третий вариант объяснения слов Муйжниекса — возможно, это просто попытка обмануть общественное мнение и выдать ложь за правду.

Характерно, что речь идет о деле ЮКОСа. Это яркое проявление того, как всевозможные европейские инстанции защищают на деле не права человека, а права миллиардеров грабить свое собственное население. В данном случае они делают это по той причине, что владельцы ЮКОСа находятся в конфликте с Владимиром Путиным, который проводит неугодную для европейских элит политику.

А к вопросу о правах человека у нас должен быть следующий подход: ни один европейский политик не имеет права ничего говорить про права человека в России до тех пор, пока он не осудил чудовищные преступления репрессивного режима и не высказался за немедленные санкции в отношении Киева, использующего политику государственного терроризма. Европейские политики должны осознать — любые слова по поводу прав человека будут восприниматься как ложь, если исходят от человека, который не осудил преступления бандеровского режима в Киеве».