24 января 2017 - 14:04

Forbes назвал Россию «большим магнитом для денег». Как пишет эксперт финансово-экономического журнала Кеннет Рапоза, январская статистика демонстрирует серьезный рост интереса иностранных инвесторов к фондам, ориентированным на российские активы.

По объему портфельных инвестиций Россия в этом месяце обогнала другие развивающиеся рынки, в том числе Китай, Индию, Бразилию и Мексику. Об этом сообщают эксперты американской аналитической компании Emerging Portfolio Fund Research Global, публикующей еженедельные отчеты по движению международного капитала.

По мнению обозревателя, рост популярности российских ценных бумаг связан со стабильным курсом рубля, низкой инфляцией и вновь обретенным лидерством в сфере добычи углеводородов, а также с наметившейся оттепелью в отношениях с США.

«Если позабыть о политике, станет очевиден прогресс, достигнутый на экономическом фронте. Именно это сделало Россию магнитом для денег в этом месяце», — заключает Рапоза.

Никита Масленников, экономист, политолог, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

«Ситуация действительно такова, как описывает Forbes. С фактами спорить трудно: в начале января, в декабре и отчасти в конце ноября мы видим приток "горячих" денег в российские активы и рост аппетита к риску, связанному с вложениями в российские ценные бумаги.

В значительной степени благодаря этому факту поддерживается курс рубля. Помимо цен на углеводороды, спрос инвесторов на российские активы всегда подталкивает национальную валюту к укреплению. Поэтому здесь наши активы выглядят, действительно, гораздо более уверенно и привлекательно по сравнению с другими развивающимися рынками.

Одна из причин этого — снижающаяся инфляция. 2015 год мы закончили с инфляцией 12,9%, а 2016 — 5,4%. Такое значительное сокращение — сигнал для инвесторов о том, что микроэкономическая ситуация стабилизируется.

Кроме того, рубль был достаточно стабильным на фоне укрепления ценовых котировок на нефть, в том числе вследствие формата ОПЕК+, в котором Россия приняла активное и деятельное участие.

Это серьезные факторы, хотя во многом уже производные. А главное в том, что инвесторы увидели — рецессия в российской экономике закончилась. Рост слабый, неустойчивый, хрупкий, с риском реверса по многим позициям, но, тем не менее, это уже не рецессия. И хотя в годовом выражении спад у нас еще, видимо, будет 0,5% ВВП, однако во втором полугодии ВВП по меньшей мере не падал.

Эти факторы повлияли на рост интереса к российским активам, на приток денег. Но здесь надо иметь в виду, что "горячие" деньги очень быстро меняют траекторию своего движения, в зависимости от огромного количества разнообразных факторов. Поэтому здесь почивать на лаврах я бы ни в коем случае не стал. Такие вещи иногда переходят в свою противоположность. Приток может смениться оттоком, и в прошлом году мы это видели не раз.

Здесь многое будет зависеть от устойчивости нашей экономической динамики, и в первую очередь от того, насколько убедительно мы будем транслировать и всему внешнему миру, и своим собственным внутренним инвесторам намерения в сфере экономической политики. Насколько быстро мы предложим своему национальному бизнесу план действий по преодолению структурных ограничений экономического роста, позволяющий выйти на темпы выше среднемировых в 2019-2020 годах; какие могут быть в данном случае действия в рамках умеренно жесткой бюджетной политики, пока это все выдерживается. То же самое решение о не направлении дополнительных доходов от экспорта жидких углеводородов на расходы бюджета — это фактор, который инвесторы оценили положительно.

Но в то же время они резко отрицательно отреагировали на возможность возвращения Центрального банка на валютный рынок, вмешательство в курсообразование, увидев в этом риски отступления от режима плавающего курса и тем самым недостижения 4-процентной инфляции в этом году.

Поэтому здесь баланс "за" и "против" в мотивациях инвесторов быстро меняется, и нам нужна четкость и продуманность шагов в экономической политике. В таком случае перспективы укрепления спроса на российские активы остаются серьезными.

Хотя в целом по году можно ожидать определенного ослабления рубля, особенно начиная со второго квартала. Если он будет находиться в интервале 60-65 рублей за доллар, то это комфортное состояние для национальной промышленности, национальных экспортеров и для исполнения бюджета.

Поэтому более дальновидные инвесторы с учетом этих факторов пока не снижают уровень аппетитов к российскому риску.

Но следует помнить, что помимо внутренних обстоятельств остаются еще очень серьезные риски в глобальном хозяйстве, связанные и с политикой новой американской администрации, и с тем, как будет происходить развод Британии с Евросоюзом. И, наконец, насколько китайские денежные власти смогут справиться на рынках со своим долговым пузырем, достигшим эпических масштабов».