Сто лет назад в России произошли события, полностью изменившие ход мировой истории. Исчезла Российская империя, случилась трагедия, несравнимая по масштабам с распадом СССР. Крушение союза в 1991-м было лишь отсроченным последствием катастрофы 1917 года, а следовательно, и наша современная действительность во многом является отражением социального катаклизма вековой давности.
До сих пор в отечественной историографии все еще сохраняется традиция разделять русскую революцию 1917 года на два этапа: «февральскую буржуазную» и «октябрьскую социалистическую». Однако февраль и октябрь лишь фазы одного исторического процесса. Вполне допустимо утверждать, что и события 1905-1907 годов — один из этапов революции, сокрушившей русское общество в начале XX века. Николай II, учредивший Государственную думу, и Петр Столыпин, инициировавший аграрную реформу, только на время приостановили революционный маховик, которым оба в итоге и были раздавлены.
«Благодатными» условиями для свершения революции в 1917 году стало участие России в Первой мировой войне и ее социально-экономические, а также политические последствия. Поражения на фронте, невиданные человеческие потери усиливали антиправительственные настроения в обществе. Кроме этого, с началом войны с Германией появилась необходимость финансировать огромные военные расходы. Правительство увеличило выпуск кредитных билетов и государственный долг за счет внутренних и внешних займов. Повысились прямые налоги на землю, городскую недвижимость и промышленность. Как и в других странах-участниках конфликта, в России произошла военная гиперинфляция. Обращение бумажных денег увеличилось на 600%.
Массовая мобилизация вызвала нехватку трудоспособного населения в деревнях. Тем не менее в 1915-1916 годах в стране не существовало дефицита продовольствия. Однако основная его масса находилась в отдаленных от Москвы и Петербурга губерниях. Слабо развитая инфраструктура и нехватка подвижного состава препятствовали снабжению центра. В итоге 1917 год стал самым тяжелым в продовольственном отношении. При сокращении темпов сельскохозяйственного производства, были почти полностью нарушены связи города и деревни. Продолжала возрастать денежная эмиссия. В этих условиях резко повысились рыночные цены на продукты. Введение правительством меры обязательной поставки хлеба в казну по твердой цене, согласно разверстке, к ощутимым результатам не привело. Производители намерено удерживали на складах зерно, ожидая дальнейшего роста цен.
К февралю 1917-го столица империи испытывала серьезный недостаток в хлебе и дровах. С каждым днем росло народное недовольство. При этом высшие круги общества более остальных были настроены против императорского правительства. Именно российская элита и стала питательной средой для разного рода заговоров и тайных союзов, заявивших своей целью свержение ставшего предельно непопулярным Николая II. Сам же император в условиях назревшего социального взрыва 22 февраля покидает Царское село и отправляется в ставку — в Могилев. Тогдашний министр внутренних дел Протопопов заверил самодержца в том, что ситуация в столице находится под контролем. На следующий день на улицах Петрограда начались первые манифестации, вызванные прошедшей волной массовых увольнений и начавшимися перебоями в снабжении хлебом.
Военные власти столицы не сумели сразу же овладеть положением, а уже через три дня это стало невозможным. Войска отказывались подчиняться и братались с манифестантами. Председатель Госдумы Михаил Родзянко в те роковые дни телеграфировал государю: «Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топливо пришли в полное расстройство. Растет общее недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы этот час ответственности не пал на Венценосца».
В ответ на это государь распускает думу. Находящийся в столице великий князь Михаил Александрович не решается взять на себя диктаторские полномочия и встать во главе подавления восстания. Отстраняются от ситуации и министры царского правительства. 2 марта 1917 года Николай II подписывает акт об отречении от престола в пользу своего брата Михаила, который отказывается принять корону.
Все это время на фронте продолжались ожесточенные бои, продолжали гибнуть русские солдаты, присягнувшие Императору и своему Отечеству. У них хватало и воли, и решительности бросаться в атаку, не жалея жизни. А за их спинами политики решали, каким будет устройство России, от которой отрекся ее царь. В стране установился режим двоевластия с временным правительством с одной стороны и советами рабочих и солдатских депутатов — с другой.