06 декабря 2017 - 13:26

Международный олимпийский комитет (МОК) запретил российским спортсменам выступать под флагом России на Олимпиаде в Пхенчхане в 2018 году. Те из них, кто не подозревается в использовании допинга, смогут участвовать в Играх под олимпийским флагом и названием «олимпийские атлеты России». При их награждении будет играть олимпийский гимн. Члены Минспорта России не приглашены на Олимпиаду.

Такое решение было принято по итогу работы двух комиссий, которые были образованы после расследования WADA под руководством Ричарда Макларена. Одна из них, под управлением бывшего президента Швейцарии Сэмуэля Шмида, заявила, что во время Олимпиады в Сочи были «системные манипуляции с допингом». При этом она «не нашла никаких документированных, независимых и непредвзятых доказательств поддержки или осведомленности о "допинговой системе" высшими государственными органами власти РФ».  

Комиссия Дэниса Освальда в свою очередь занималась перепроверкой допинг-проб российских спортсменов в Сочи. По итогам ее работы Россия лишилась 11 медалей и потеряла первое место в общекомандном зачете. 

По решению МОК, пожизненно отстранен от участия в Олимпиадах министр спорта РФ, вице-премьер Виталий Мутко, остановлено членство в МОК главы Олимпийского комитета России Александра Жукова. 

Кроме того, ОКР должен выделить 15 миллионов долларов на развитие антидопинговой системы в мире, решили в МОК. Таким образом Россия должна компенсировать расходы, которые понес международный комитет, проводя расследование. 

При этом «МОК может частично или полностью снять отстранение с ОКР к началу церемонии закрытия Олимпийских игр в Пхенчхане при условии, что все требования, выдвинутые к ОКР, участникам Игр-2018 и официальным лицам, будут выполнены», — говорится в релизе комитета. 

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах выразил глубокие сожаления и сочувствие всем «чистым» спортсменам, которые пострадали в результате действий других людей. Он призвал россиян не отказываться от Олимпиады.

«Олимпийский бойкот никогда не приводил к каким-то результатам. Не вижу причин для бойкота со стороны российских атлетов, так как мы допускаем "чистых" спортсменов к участию, и это покажет наличие "чистых" атлетов в РФ. Эти "чистые" атлеты могут наладить мосты с будущим "чистого" спорта», — заявил Бах.

Евгений Ловчев, заслуженный мастер спорта России, лучший футболист СССР 1972 года, посол Чемпионата мира — 2018 от Сочи, обозреватель газеты «Советский спорт»: 

«Я вчера очень ждал этого решения. Но когда пошли первые сообщения в некоторых СМИ, они были совершенно неверные и искаженные. Говорили о том, что МОК не выслушал Жукова, Смирнова и Медведеву, что это жесточайшее политическое решение. А потом вышли Жуков, Смирнов и Медведева и рассказали совершенно другое: что их выслушали, что приняли решение о том, что наши спортсмены будут выступать на Олимпиаде не под российским флагом, так как все-таки были нарушения и мы должны понести за них наказание, но в последний день, если не будет никаких нарушений, сборная сможет выйти под флагом России. Это же совершенно другие вещи, чем те, что нам сначала говорили. Если не будет нарушений, то больше не будет никаких расследований. Об этом сказал лично Жуков, и я ему верю. Все эти мучения и отбор медалей закончатся. Это тоже другое дело. Само решение МОК выглядит совершенно по-другому, не так, как нам его преподнесли. Важно, что хоть флаг будет и нейтральным, там будет написано, что это российские спортсмены, мы это отвоевали. 

Комиссия Шмида требовала признать, что у нас в стране допинговая система — государственная. Я этого не могу понять, потому что я спортсмен, заслуженный мастер спорта, который прошел через все. Как она может быть государственной, не понимаю?! Если кто-то взял и договорился с тренером, что-то там нажрал, причем здесь государство? Что, Путин или Мутко дает им эти таблетки и говорит: "жри, иначе не будешь выступать за нашу страну! ". Просто безобразие какое-то! Поэтому это решение довольно-таки мягкое. Будет собрание олимпийцев, и ребята должны совместно принять решение.  

В моей жизни был случай, в 73-м году, когда мы по велению партии не поехали на ответный матч в Чили, потому что там произошел государственный переворот. Из-за этого мы не попали на Чемпионат мира. Сейчас же спортсмены должны вместе решить, что надо ехать на Олимпиаду. Потому что если мы сейчас скажем "нет", то это решение, что в последний день Олимпиады прекращаются все расследования, восстанавливается МОК флаг и имя страны, отменится, и начнется опять долгая война, в которой будут страдать люди, у которых спорт — профессия. Я считаю, что спортсмены должны поехать, потому что, если не будет нарушений, на закрытии они смогут идти с российским флагом и прекратятся все издевательства. 

Лично я бы сказал: "это моя страна, я в ней живу, никогда не стремился уехать, и по отношению к моей стране США и ЕС устраивают неправильные вещи, и я не поеду на Олимпиаду". Но в данном случае надо говорить, что это некий договор между Олимпийским комитетом, иначе эта травля российских спортсменов никогда не закончится. Надо ехать. 

Если же отдельно кто-то поедет, а кто-то нет, то мы останемся в той же ситуации. А где гарантии, что через 10 лет не начнут отбирать эти медали? Опять будут поцарапанные пробирки.

Я недавно разговаривал с Мутко и спросил у него, почему они не идут таким путем: я бы на месте ребят, к примеру, Саши Легкова, который завоевывал в Сочи золотые медали, подал в суд. Причем не просто, чтобы извинились, а чтобы ему выплатили 500 тысяч долларов, потому что он как спортсмен теряет свой заработок. Подавать надо на того человека из WADA, при котором у него брали пробу, а он уже может подавать в суд на того, кому он эту пробирку отдал и так далее. Ее же отдали "чистой", они же сами это написали. В конце концов все эти штрафы придут в WADA. Почему не пойти таким путем? И когда кончится тем, что этому человеку, который принял от спортсмена пробирку, присудят штраф в 500 тысяч долларов, тогда МОК заговорит по-другому. 

Я знаком с Сашей Легковым и верю, что он не употреблял допинг.

Самое главное для меня как футболиста, что ФИФА сказала, что им решение МОК совершенно неважно».