Американское аналитическое издание The National Interest опубликовало прогноз о том, армии каких государств будут сильнейшими в 2030 году. По мнению автора статьи, военно-политического аналитика Роберта Фарли, в авангарде окажутся пять стран: Индия, Франция, Россия, США и Китай.
Автор отмечает, что при составлении прогноза он учитывал три фактора:
1. имеет ли армия той или иной страны доступ к национальным ресурсам, включая инновационную технологическую базу;
2. обладает ли армия достаточной поддержкой со стороны политических органов;
3. имеет ли армия доступ к эмпирическому обучению, может ли она обучаться и внедрять инновации в реальных условиях.
Несмотря на то, что в конце холодной войны российская армия пережила мучительные преобразования, потеряла большую часть доступа к политическому влиянию и трудовым ресурсам, сейчас ситуация в стране стабилизировалась, отмечает Фарли. Подъем экономики в России позволил увеличить инвестиции, поступающие в военную сферу. В ней произошли серьезные реформы, особенно в отношении подразделений специального назначения.
«В 2030 году российская армия останется смертоносной силой, но столкнется с серьезными проблемами. Одной из них может стать доступ к технологиям, а другой — трудовые ресурсы, поскольку армия, похоже, застряла между старой моделью воинской обязанности и системой комплектования ВС добровольцами, которая и обуславливает особенный характер подразделений специального назначения. Тем не менее, соседи России еще долгое время будут опасаться размеров и мастерства российской армии», — пишет эксперт.
В 2030 году рядом с самыми элитными наземными соединениями мира встанет индийская армия, считает Фарли. Она справлялась с боевыми действиями во всем разнообразии их интенсивности, борясь против маоистского мятежа внутри своей страны, поддержанного Пакистаном мятежа в Кашмире и целого ряда внутренних операций. Кроме того, индийская армия хорошо подготовлена к боевым действиям высокой интенсивности против Пакистана. Все это помогло ей стать эффективным инструментом внешней и внутренней политики. И хотя военная техника страны всегда отставала от конкурентов по многим параметрам, сегодня Индия имеет доступ практически ко всему разнообразию военных технологий, пишет эксперт.
Из всех европейских стран наиболее боеспособную армию сохранит Франция, считает автор статьи. Она по-прежнему стремится играть одну из основных ролей в мировой политике и верит в необходимость эффективных наземных сил. В будущем процесс продолжится, быть может, даже ускорится на фоне обеспечения Францией большего контроля над аппаратом безопасности Евросоюза. Французская армия обладает современной командной и коммуникационной аппаратурой, это основа для большинства многосторонних сил ЕС. Она также имеет доступ к отменному полевому оборудованию, включая танки и артиллерию. На пользу армии также идет приверженность французского правительства поддержанию сильной отечественной оружейной промышленности.
Армию США автор статьи называет «золотым стандартом военных боевых сил». У нее есть доступ к мощной системе военных инноваций наряду с военно-морским флотом, военно-воздушными силами и корпусом морской пехоты. И хотя часть оборудования была произведена еще во времена холодной войны, почти все оно подверглось ряду обновлений, отмечает Фарли. Кроме того, армия обладает крупнейшим в мире подразделением разведывательных дронов.
Народно-освободительная армия Китая проводит реформу своих сухопутных войск начиная с 1990-х годов. В результате она стала в равной степени коммерческой и военной организацией, обеспечив себе контроль над разнообразными малыми предприятиями. Реформа включала в себя масштабные проекты модернизации оборудования, подготовку в условиях, приближенных к боевым, и шаги по профессионализации войск. И хотя китайская армия не обеспечена столь масштабным финансированием, как ВС США, она имеет доступ к практически неограниченным кадрам и контролирует больше ресурсов, чем любая другая армия в мире, отмечает автор.