Ухудшение отношений между Россией и США, которое наблюдается в последние время, многие эксперты называют началом новой холодной войны. Насколько правомерна такая формулировка и кто виноват в растущей напряженности между странами?
Недавно на публичном обсуждении этой темы бывший посол США в России Майкл Макфол выразил мнение, что охлаждение отношений было спровоцировано нынешней политикой Кремля. Ему возразил заслуженный профессор Нью-Йоркского и Принстонского университетов, специалист в области российской истории и политологии Стивен Коэн.
Коэн, так же как и его оппонент, считает, что вторая холодная война сейчас идет полным ходом. Однако, по его мнению, началась она еще в 1990-е годы, и во многом этому способствовала неразумная политика, которую США проводят с тех пор.
В своей новой статье издание The Nation приводит некоторые из основных аргументов, высказанных Коэном.
«Новая холодная война разворачивается уже более двадцати лет, и никаких существенных дебатов по этому поводу не ведется — ни во время выборов, ни в конгрессе, ни в средствах массовой информации, мозговых центрах или университетах», — подчеркивает политолог, обращая внимание, что в условиях демократии такие дебаты необходимы.
Именно в этом главное отличие того, что происходит сейчас, от предыдущей холодной войны, которую Россия и США вели с 1960-х по 1980-е годы. Тогда политика США регулярно обсуждалась как на высоком уровне, так и на уровне широких масс. Нынешняя ситуация опасна, поскольку Вашингтон не желает слышать альтернативную точку зрения.
Рост напряженности отношений между странами начался в то время, когда все решили, что он как раз закончился, считает политолог. В 1989-1990 годах Горбачев, Рейган и Буш публично согласились, что холодная война была прекращена путем переговоров и «в ней проигравших нет». Однако уже в 1992 году Джордж Буш изменил свое мнение и заявил: «Америка победила в холодной войне». Так возникла вера США в свое превосходство и чувство, что все ей обязаны, которые с тех пор являются основой политики Вашингтона в отношении постсоветской России, отмечает Коэн.
В ответ на согласие Горбачева с тем, что объединенная Германия станет членом НАТО, западные державы во главе с Бушем дали обещание о нераспространении НАТО на Восток. «В результате нарушения этого обязательства несколько лет спустя возникли две основные причины новой холодной войны. Первая — сегодня НАТО, самый мощный в мире военный альянс, находится у границ России. Вторая — неизменное мнение российской политической элиты, которое выражает не только Путин, что Вашингтон неоднократно нарушал свои обещания, данные Москве, и даже "обманывал" ее», — подчеркивает историк.
В1990-е годы «стратегическое партнерство и дружба» с Россией фактически были продиктованы чувством собственного превосходства. В условиях, когда после распада Советского Союза Россия была серьезно ослаблена и находилась в глубоком кризисе, Клинтон продолжал действовать по отношению к Москве с позиции, которая, по словам Коэна, была основана на принципе «победитель получает все». Полчища американских «советников» расположились лагерем по всей стране, чтобы вмешиваться в ее политику. Они занимались вопросами разработки проектов законов и учебников, поддерживали политиков и партии, которым благоволил Вашингтон.
После этого началось расширение НАТО на Восток, а в 1999 году — бомбардировка под руководством США Югославии и аннексия альянсом ее автономного края Косово, которую путинское руководство впоследствии назвало прецедентом для своих действий в Крыму.
Все это время, когда Россия переживала самую тяжелую за послевоенные годы экономическую депрессию, Вашингтон поддерживал этот процесс, называя его «переходом к демократии и капитализму», отмечает Коэн.
Он подчеркивает, что подход, основанный на принципе «победитель получает все», изначально провальный с дипломатической точки зрения. Однако он сохранился и дальше, при президенте Джордже Буше-младшем.
При этом после терактов в США 11 сентября 2001 года президент России Путин оказал Соединенным Штатам в их войне против «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация — прим. ред. ) в Афганистане большую поддержку, чем любая другая страна, включая членов НАТО.
Путин стремился к реальному стратегическому партнерству с Вашингтоном, а вместо этого он получил от Буша дальнейшее расширение НАТО на территорию стран Балтии, направленное теперь к границам России, вмешательство во внутренние дела РФ и односторонний выход США из Договора по противоракетной обороне. Результатом стало размещение систем ПРО на суше и на море в непосредственной близости к границам России и вполне предсказуемая новая гонка ядерных вооружений, считает Коэн.