07 декабря 2018 - 16:27

Глава МИД РФ Сергей Лавров выступил на пресс-конференции по итогам участия в заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ. На ней были затронуты все актуальные международные темы, касающиеся России, в том числе инцидент в Керченском проливе, ситуация на востоке Украины, планы США выйти из ДРСМД, подписание мирного договора между Россией и Японией, меняющееся отношение Запада к нашей стране и многое другое.

Министр отметил, что большинство западных стран подчеркивают бесполезность антироссийских санкций.

«И наши итальянские коллеги, и многие, если не большинство, страны — участницы ОБСЕ в беседах подчеркивают контрпродуктивность санкций и пагубность санкций для всех, причем включая тех, кто эти санкции вводит, — сказал министр. — Но в данной ситуации мы можем только продолжать нашу линию, которая заключается в том, чтобы обезопасить развитие Российской Федерации от любых возможных рецидивов санкционной политики». 

Поскольку понимание пагубности рестрикций растет, то те, кто их инициировал, должны принять разумное решение, подчеркнул Лавров. «Мы к этому будем готовы, мы ответим взаимностью. Но на данном этапе, пока Евросоюз находится в плену у небольшого, но очень русофобского меньшинства, мы будем делать все, чтобы сокращать свою зависимость от каких-либо экономических связей, которые могут стать предметом новых санкций со стороны наших западных партнеров».

В своем выступлении министр коснулся и ситуации на Украине. Лавров отметил, что Запад почему-то упоминает РФ каждый раз, когда речь заходит об украинском кризисе, вместо того, чтобы добиваться выполнения минских договоренностей от Киева. 

«Это уже стало каким-то ритуалом для наших западных партнеров — какая бы тема ни обсуждалась, они обязательно должны упомянуть украинский кризис, — подчеркнул глава МИД. — Мы не уходим от дискуссий, но призываем всех вместо голословных требований, адресованных почему-то России, добиться от Киева выполнения его обязательств по минскому комплексу мер, который был принят в феврале 2015 года».

Глава МИД рассказал о том, что его немецкий коллега Хайко Маас поднимал на их двусторонней встрече вопрос о расширении мандата ОБСЕ на Азовское море из-за инцидента в Керченском проливе. По словам Лаврова, он объяснил Маасу бесперспективность подобных инициатив.

«ОБСЕ имеет конкретный мандат, который распространяется на всю сухопутную территорию Украины, — отметил российский министр. — Там перечислены даже области, в которых есть представительства Специальной мониторинговой миссии. Никаких наблюдений, никаких посредников ни в Азовском море, ни в Керченском проливе не требуется».

Он указал, что все, что требуется в связи с инцидентом в Керченском проливе, — это строгое выполнение правил безопасности при его прохождении и уважение территориальной целостности Российской Федерации.

Три корабля ВМС Украины 25 ноября нарушили границу России, вошли во временно закрытую акваторию территориального моря РФ и двинулись из Черного моря к Керченскому проливу. Корабли были задержаны, в отношении тех, кто был на борту, возбуждено уголовное дело о незаконном пересечении госграницы. Владимир Путин назвал инцидент в Черном море провокацией. 

На пресс-конференции Лавров отметил, что после суда над украинскими моряками, задержанными за нарушение границы РФ, у России есть возможность облегчить им приговор.

«Когда закончится следствие, будет суд. Как только суд над ними завершится, тогда можно будет говорить о том, как их судьбу облегчить или договориться о каких-то конкретных шагах», — сказал Лавров, еще раз подчеркнув, что «это будет сделано только после того, как завершится судебный процесс».

Российский министр призвал страны Европы повлиять на США в вопросе сохранения Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).

«Мои собеседники, включая министра иностранных дел Германии Хайко Мааса, выражали обеспокоенность этой ситуацией, — сказал он. — Если они обеспокоены, то они должны, наверное, воздействовать на своего союзника — Соединенные Штаты Америки — с тем, чтобы американцы все-таки сели за стол и стали разговаривать предметно, а не голословно обвинять нас через океан. Мы к такому разговору готовы».

Глава внешнеполитического ведомства также сообщил, что Москва предлагала партнерам вынести обсуждение всех связанных с ДРСМД вопросов на совет Россия — НАТО, однако страны альянса отказались делать это.

Обсуждалось и подписание мирного договора между Россией и Японией. Лавров назвал его необходимой основой для обсуждения других проблем между Москвой и Токио, однако подчеркнул, что для этого Токио должен признать итоги Второй мировой войны. 

«Как объявили президент Путин и премьер-министр Абэ в Сингапуре, достигнута договоренность придать дополнительный импульс переговорам о заключении мирного договора на основе советско-японской декларации 1956 года. В этой декларации сказано, что мирный договор должен быть заключен прежде, чем начнется какой-либо разговор о чем бы то ни было. Заключение мирного договора означает ни много ни мало признание итогов Второй мировой войны», — подчеркнул министр.

«Мы говорим нашим японским партнерам, что это является абсолютно непреложным первым шагом на всем нашем пути, связанном с мирным договором. Мы ожидаем, что такой шаг будет сделан, потому что иначе ничто другое нельзя будет обсуждать», — сказал Лавров.