Михаил Ходорковский и его партнеры по ЮКОСу вывели за границу 51 миллиард долларов. Об этом заявляют авторы нового журналистского расследования телеканала НТВ.
В интервью журналистам советник генпрокурора России Салават Каримов заявил, что Ходорковский получил контроль над ЮКОСом, в частном порядке перечислив его тогдашнему руководству несколько сотен миллионов долларов. По словам представителя Генпрокуратуры, деньги получили первый директор тогда еще государственного ЮКОСа Сергей Муравленко, первый вице-президент Виктор Казаков, вице-президент Виктор Иваненко и один из учредителей компании Юрий Голубев.
Сергей Муравленко — бывший депутат думской фракции КПРФ и один из богатейших людей России в 90-е. В деле ЮКОСа есть его письма, адресованные первому зампредседателя правительства Анатолию Чубайсу. В них президент нефтяной госкомпании просит сконцентрировать акции ЮКОСа в руках «эффективного инвестора». По версии следствия, на тот момент Сергей Муравленко уже договорился с олигархами, что единственным инвестором должен стать Михаил Ходорковский.
Компании, участвовавшие в конкурсах по приобретению ЮКОСа, были подконтрольными Ходорковскому. Это подтверждает экс-партнер олигарха Гитас Анилионис, бывший исполнительный директор российско-швейцарской компании «Рашн Траст энд Трейд». По словам Гитаса, денежные средства, участвовавшие в конкурсах по покупке ЮКОСа, были позаимствованы у государства, которое в банке «МЕНАТЕП», принадлежащем Ходорковскому, имело многочисленные счета. Основными держателями вкладов были государственный «Жилсоцбанк», Министерство финансов, налоговая инспекция. При этом изъятые оттуда миллионы обратно в банк не возвращались. В 1999 году банк «МЕНАТЕП» намерено обанкротили, чтобы списать немало долгов перед государством и другими вкладчиками частного банка.
Еще в 2006 году следователи выяснили, что Ходорковский покупал у своих дочерних компаний нефть по заниженной втрое цене, называя сырье «скважинной жидкостью». Затем она продавалась уже по рыночной цене дочерними подставными компаниями ООО «Ратибор» и ООО «Фаргойл», расположенными в зонах с льготным налогообложением в России, после чего деньги через зарубежные офшоры поступали на счета Ходорковского и его приближенных. Прибыль, на которую могли рассчитывать остальные акционеры ЮКОСа, — 250 рублей с тонны. Доля людей Ходорковского изначально составляла 78%, после дополнительной эмиссии — 62%. Остальными акциями владели так называемые миноритарии, среди которых было немало крупных иностранных компаний.
«Миллиарды долларов, которые команда Ходорковского выводила из ЮКОСа, нужно было надежно спрятать. С этой целью в офшорных зонах регистрировались многочисленные компании. Со временем команда Ходорковского пополнилась специалистом по офшорам, британцем Стивеном Кертисом. Он был настолько ценной для Ходорковского фигурой, что в 2003 году, после ареста Платона Лебедева, его сделали управляющим директором группы «МЕНАТЕП». Поговаривают, что такое назначение у Леонида Невзлина вызвало сильное раздражение. Через полгода Кертис разбился на своем частном вертолете по дороге в свой замок», — сообщают авторы расследования НТВ.
Следователи не исключают, что гибель Кертиса могла быть подстроена не без участия правой руки Ходорковского Леонида Невзлина. Однако доказательств этому пока нет. Официально скрывающемуся от российского правосудия Невзлину заочно предъявлены обвинения в убийстве троих человек. Он приговорен в РФ к пожизненному заключению.
В начале 2000-х Ходорковский принимает решение идти в большую политику. При этом олигарх принимает решение продать ЮКОС.
Первым претендентом на российскую нефтяную компанию стала энергетическая корпорация Chevron — одна из крупнейших в мире. Однако сделка сорвалась. Служба безопасности американской компании подготовила специальный отчет, в котором отмечалось, что «сумма налоговой экономии, законность которой может быть оспорена, превышает 1 миллиард долларов США, а при худшем варианте развития событий дополнительные налоговые обязательства могут составить порядка 3-5 миллиардов долларов США».
Несколько лет назад акционеры ЮКОСА решили разделить наследство компании в виде 2 миллиардов долларов, сохранившихся на счетах голландских фондов. При этом оказалось, что почти все деньги забрали партнеры Ходорковского. Однако правоохранительным органам до сих пор не удалось выяснить, где основные деньги ЮКОСа, которые люди Ходорковского прятали от миноритарных акционеров.
«Через цепочку трастов в офшорных зонах Каймановых островов, острова Гернси, Гибралтара Ходорковский вместе со старыми партнерами (Леонидом Невзлиным, Платоном Лебедевым, Владимиром Дубовым и Михаилом Брудно) сохранили контроль над выведенными из ЮКОСа денежными средствами. И не просто сохранили, но и стали вкладывать их в недвижимость по всему миру через специально созданную компанию Quadrum», — сообщают журналисты НТВ.
Своим первым направлением главные акционеры ЮКОСа, оставшиеся на свободе, выбрали Юго-Восточную Азию. Вышедший в 2014 году на свободу Михаил Ходорковский начал подключать к операции по выводу и отмыву денег свои связи в Великобритании. В Лондоне на дивиденды ЮКОСа был куплен девятиэтажный офисный комплекс площадью 53 тыс. кв. метров на Dartmouth Street, здание в деловом районе Лондона — Сохо (Poland Street, 52) и два объекта на Great Marlborough Street.
«Не обошла команда Ходорковского и страны СНГ. Активы есть и в Грузии. Но самые дорогие объекты находятся за Атлантикой — в США. Неужели все эти махинации с выведенными из ЮКОСа миллиардами и вложенными в десятки тысяч квадратных метров недвижимости по всему миру прошли незамеченными для зарубежных правоохранителей? Но пока заказчик убийств и мошенник изображает из себя жертву политического преследования со стороны России, на Западе ему не задают неудобных вопросов», — заключают авторы расследования.
Документальный фильм «Кровавая империя Михаила Ходорковского», подлинная история олигарха, выйдет в эфир НТВ в пятницу, 31 мая, в 19:40 по московскому времени.