06 июня 2019 - 10:02

Ущерб от санкций, которые стали визитной карточкой политики США, ряда страна ЕС и других государств, очевиден, рассказал глава МИД России Сергей Лавров в интервью РБК. При этом вредят они не только Москве, но и американским и европейским компаниям.

«Но, несмотря на все трудности, компании работают и стараются искать возможности, которые не перекрываются противоправными действиями своих правительств», — указал министр. По его словам, уже второй год подряд американская делегация на Петербургском международном экономическом форуме, который проходит в эти дни, — самая крупная и насчитывает более 500 предпринимателей. 

В условиях, когда доллар определяет огромную долю мировых экономических отношений и финансовых расчетов, большинство неамериканских компаний вынуждено идти на определенные компромиссы, чтобы «создать политические рамки для решения текущих сиюминутных вопросов, вызванных американской экономической агрессией», сообщил Лавров. 

«В долгосрочном плане уже пошел мыслительный процесс относительно того, как отвязаться от доллара США и создать систему, которая не будет зависеть от капризов той или иной американской администрации. Я смотрю на это как на начало большого исторического периода», — рассказал глава российской дипломатии.

Он напомнил о санкциях, которые объясняются возвращением Крыма в состав России. При этом те, кто вводят эти ограничительные меры, забывают, что жители полуострова проголосовали совершенно свободно, отметил Лавров. 

«Не открою большого секрета, в апреле 2014 года мне об этом говорил госсекретарь США Джон Керри: "Все понятно. Все произошло так, как хотел крымский народ. Но для порядка проведите еще один референдум". С какой стати? Если вам все понятно, зачем еще раз гонять людей на какое-то голосование? Надеюсь, Джон на меня не обидится. Он тоже опубликовал в своих мемуарах некоторые секреты из наших с ним разговоров», — рассказал министр. 

Он уверен, что главная причина санкций — наказать Россию за независимую внешнюю политику.

«Вторая причина — недобросовестная конкуренция и попытка повысить свою конкурентоспособность методами санкционного давления. Третья, более глобальная, причина — это понимание необратимости процессов формирования полицентричного миропорядка, где гораздо больше, чем одно или два государства, имеют очень сильное влияние на мировую экономику и политику. Если смотреть вдолгую, уверен: американцы проводят политику, которая противоречит их долгосрочным интересам», — сказал Лавров. 

Глава МИД не согласился с расхожим мнением о том, что Россия часто ставит политику выше экономики. 

«Мы пока еще помним учение Маркса, которое "всесильно, потому что оно верно», что "бытие определяет сознание" и т.д. Мы никогда не отказывались от того, что фундаментом всей нашей политики, развития страны и внешних связей является экономика, — указал Лавров. — Как можно считать, что мы на Украине ставим интересы политики выше экономики? Совсем не так. Мы заинтересованы в том, чтобы Украина была состоявшимся государством с развивающимся народным хозяйством, как было принято говорить. Но власти в Киеве говорят, что они будут душить русских, причем не просто говорят, а принимают законы — об образовании, об украинском как государственном языке, отменяют законодательные акты, обеспечивавшие права русскоязычных и других национальных меньшинств. Кстати, эти права закреплены в Конституции. Запад помалкивает по поводу законов, принятых Порошенко в период его последней "судороги" перед тем, как он оставил свой пост». 

По его мнению, то, что сделал Петр Порошенко, должно «загнать новую администрацию в Киеве в угол и не выпускать ее из антироссийского плена». 

«Если защита русскоязычных, русской культуры, языка является политикой, то в таком случае мы от этой политики никуда уйти не можем. Так же как едва ли европейцы и американцы могут перестать защищать права своих соотечественников, оказавшихся под угрозой. Тем более в данном случае это миллионы наших соотечественников. Они граждане Украины, но многие из них — граждане России. Их будет больше, учитывая принятое решение, оформленное указом президента», — добавил Сергей Лавров. 

Что касается отношений с США, Москва не раз говорила о стремлении возобновить нормальный диалог на взаимоуважительной и равноправной основе, есть много тем, которые могут стать предметом совместной работы, рассказал министр. 

«Прежде всего это сфера стратегической стабильности, где накопились проблемы в результате создания бурными темпами глобальной противоракетной обороны США, которая охватывает периметр наших и китайских границ. Это и гибель по причине американского решения Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Это и вопросы, которые возникают в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), истекающим в феврале 2021 года», — сказал глава МИД. 

Он подчеркнул, что Москва готова общаться и откликнется на соответствующее предложение, однако «насильно мил не будешь».

Отвечая на вопрос, сравнивает ли он себя с князем Александром Горчаковым, который был значимой политической фигурой во времена правления Александра II, Лавров ответил, что тот был великим канцлером и полностью восстановил позиции России на Черном море.

«Если честно, у нас президент определяет внешнюю политику — так же, как и в Российской империи ее определял император. Ведомство, которому поручено осуществлять внешнеполитические связи (сейчас оно называется Министерством иностранных дел), отвечает за реализацию президентской внешней политики. Внешняя политика формируется не с нуля. Мы вносим свои предложения на рассмотрение президента так же, как это делают наши коллеги, особенно из ведомств, чьи руководители являются постоянными членами Совета безопасности (СБ) России, — рассказал Сергей Лавров. — Ключевые направления нашей внешней политики всегда обсуждаются коллегиально на оперативных совещаниях постоянных членов СБ. Выслушиваются все мнения, которые в целом ряде случаев и достаточно часто не совпадают. Идет обмен аргументами, убеждение друг друга. Когда заканчивается дискуссия, окончательное решение принимает президент страны. Я считаю эту практику демократичной своей коллегиальностью и отвечающей задаче четкости и стройности в определении внешнеполитического курса нашей страны».