Так называемое «расследование об отравлении» блогера Навального вызвало у общественности массу вопросов. Напомним, что его авторами являются международный проект Bellingcat и российское сетевое издание The Insider. Как ранее писал «Антимайдан», эти структуры спонсируются Госдепом США и американским министерством обороны.
Примечательно, что основатель ФБК к сбору данных для «расследования» о собственном «отравлении» никакого отношения не имеет — этим занимались сотрудники Bellingcat и The Insider. Сам Навальный, с его же слов, подключился к процессу, когда все уже находилось в завершающей стадии. Блогер лишь предоставил свой YouTube-канал в качестве площадки для публикации ролика и сыграл роль «говорящей головы» в нем.
Ближайшие соратники Навального даже не знали о проведении «расследования». Так, Владимир Милов в своем стриме заявил, что основатель ФБК якобы намекал ему на подготовку некой информационной «бомбы», но не уточнил, что именно он имеет ввиду. Соответственно, всю работу по проведению расследования делали не блогер и его команда, а совершенно иные люди.
Информация о людях, которые в «расследовании» названы «отравителями», была предоставлена ЦРУ США. Так, один из высокопоставленных немецких чиновников подтвердил факт получения спецслужбами Германии этих данных от американцев. Скорее всего, ту же информацию получили и представители Bellingcat и The Insider.
Важно отметить, что получить биллинги телефонных звонков, персональные данные, а также информацию о передвижениях сотрудников ФСБ и членов их семей даже с помощью баз данных, которые авторы «расследования» получили в обход закона на черном рынке, попросту не представляется возможным.
Очевидным фактом того, что Навальный имеет тесные связи с западными спецслужбами, является и то, что именно блогер стал первоисточником информации о «минировании» омского аэропорта накануне приземления туда самолета с ним на борту. Более того, позже стало известно, что анонимные сообщения о «минировании» аэропорта и других нескольких объектов в Омске были отправлены с германских почтовых серверов.
Также отметим, что в «расследовании об отравлении» блогера достаточно нестыковок.
Например, Навальный в видеоролике утверждает, что генерал ФСБ Богданов, который якобы курировал процесс его отравления, — химик. Эту информацию опроверг политолог Евгений Сатановский, учившийся вместе с Богдановым в МИСИС. В реальности оказалось, что гражданская специальность Богданова — инженер-металлург-прокатчик, а военная — танкист.
Умолчал Навальный и о другом важном факте. Так, рассказывая еще об одном своем «отравителе», Владимире Паняеве, основатель ФБК заявил, что он проживал в том же доме на Люблинской улице в Москве, где и блогер. Вот только информацию о том, что Паняев был зарегистрирован там с 2000 по 2002 год и сменил место прописки в 22-летнем возрасте, когда о существовании Навального мало кто знал, блогер предпочел не доносить до своих подписчиков.
Хватает в «расследовании» и очевидных ошибок. Например, в одной части ролика речь идет о человеке по имени Александр Фролов, спустя некоторое время он превращается уже в Алексея. Это говорит о том, что авторы видео не удосужились проверить фактуру, которую они настойчиво хотят донести до своей аудитории.
Также в «расследовании» используется такой известный прием манипуляции, как сочетание правды и лжи. То, что сотрудники российских спецслужб действительно могли вести наблюдение за Навальным, который неоднократно нарушал законодательство, логично, ведь контроль за подобными персонажами является обязанностью государства. В тоже время никаких реальных доказательств того, что сотрудники ФСБ отравили блогера, попросту нет.
Вся эта история с появлением «расследования» указывает на то, что доказать сам факт «отравления» блогера, вокруг которого так много шума и дезинформации, никто не может.
Нашей стране до сих пор не предоставили документов о состоянии здоровья Навального и о том, какое конкретно вещество было найдено в его биоматериалах. Якобы это можно будет сделать лишь после того, как блогер одобрит передачу сведений в Россию. Об этом заявили в ОЗХО.
Стоит отметить, что ОЗХО сообщала, что ингибитор холинэстеразы, который якобы был обнаружен в анализах Навального, не является отравляющем веществом «Новичок» и не упоминается в Приложении по химическим веществам к Конвенции о запрещении химического оружия.
Кстати, сам тезис об использовании «Новичка» в истории с «отравлением» блогера тоже вызывает много вопросов. Напомним, что тайная сотрудница ФБК Мария Певчих, по ее словам, вывезла из России бутылку со следами этого яда в Германию. Как она смогла это сделать, при том что у нее не было никакой бутылки, когда она летела из Томска в Омск, непонятно.
Также не подтвердилась информация, которую распространяли сторонники Навального о том, что врачи скорой помощи спасли его, сделав укол атропина. В реальности инъекцию этого лекарства основателю ФБК не делали.
Отдельно стоит упомянуть статью газеты Sunday Times, авторы которой, заявили, что Навального будто бы пытались отравить дважды. Они утверждали, что вторая попытка отравления якобы была предпринята перед отправкой блогера из Омска в Берлин. Изначально сторонники основателя ФБК активно тиражировали эту версию, но затем Навальный опроверг ее, назвав публикацию британской газеты «очень странной». В свою очередь Леонид Волков заявил, что эта статья могла быть «организована Кремлем».
Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста о «расследовании об отравлении» Навального отметил, что ему совершенно неясно, зачем было травить блогера.
«Кому он нужен-то?» — задал вопрос президент России. Также глава государства отметил, что Навальный создает весь этот шум вокруг собственной персоны лишь для того, чтобы представить себя фигурой общенационального масштаба.
Поверить в утверждение о том, что восемь сотрудников ФСБ в течение трех лет преследовали Навального, чтобы убить его с помощью отравляющего вещества, и в итоге не смогли этого сделать, не представляется возможным. Чтобы выполнить подобную задачу, достаточно нескольких студентов-химиков, не более.
Как отметил президент Владимир Путин во время большой пресс-конференции 17 декабря, «если бы хотели (отравить), довели бы до конца».