
Российский Су-24 сбит ракетой, выпущенной турецким самолетом, представители стран-участниц НАТО собираются на «внеочередное заседание», чтобы обсудить инцидент. Если за этим последует эскалация, победителем в итоге окажется ИГ, пишет обозреватель Financial Times Ричард Хаасс. По его мнению, Турция вряд ли рассорится с Россией, от которой получает газ, но этот инцидент может подорвать усилия по созданию широкой международной коалиции против «Исламского государства» (организация запрещена в России) после парижских терактов.
Автор отмечает, что Турция – уже не тот партнер НАТО, каким была ранее. Сегодня эта страна скорее номинальный союзник: «Турция Реджепа Тайипа Эрдогана не разделяет целей США и Запада на Ближнем Востоке. Да, она позволила американским ВВС использовать свою авиабазу Инджирлик для борьбы с «Исламским государством», но противодействие ИГ вряд ли можно назвать приоритетом для Турции. Правительство в Анкаре выступает против курдского национализма, и делает все, чтобы ослабить курдов — ближайших региональных военных партнеров США и их союзников в противостоянии с ИГ в Ираке и Сирии. Турция сделала очень мало для того, чтобы приостановить поток иностранных наемников в «Исламское государство», использующих ее территорию для транзита в Сирию».
Хаасс задается вопросом, что же все-таки делать США и европейским членам НАТО. Что лучше — остро прореагировать на инцидент или отнестись к России так, словно она непримиримый враг? Журналист пишет, что можно много говорить о российской политике в Сирии, которая заслуживает определенной критики Запада. Но российские усилия по укреплению режима не совсем контрпродуктивны. И не в интересах западных стран, подчеркивает автор, увидеть падение нынешнего режима (президента Башара Асада) до появления жизнеспособного альтернативного правительства.
«США, Европа и арабские страны, противостоящие боевикам, должны использовать этот инцидент как возможность для дальнейшего воздействия на Россию, а не изолировать или унижать ее. Два вопроса должны получить приоритет. Во-первых, следует активизировать переговоры с Россией по координации военных действий, что многие и делают. В центре внимания должно быть ослабление "Исламского государства". Если Россия де-факто станет членом международной коалиции, как того желает президент Франции Франсуа Олланд, так тому и быть. Во-вторых, дипломатия должна сосредоточиться на формировании нового правительства в Дамаске», — подчеркивает обозреватель в своем материале.
Подготовлено по материалам "Центра Актуальной Политики"