
Башар Асад в интервью британскому изданию Sunday Times осудил британские авианалеты на территории Сирии. По мнению сирийского лидера, стратегия (Дэвида) Кэмерона обречена на неудачу, так как не является «всеобъемлющей».
«Надо (действовать) с воздуха, с земли, в сотрудничестве с наземными войсками — с войсками национального государства — для того, чтобы вмешательство было законным. Поэтому я сказал бы, что у них нет желания и нет плана по разгрому терроризма», — заявил сирийский президент журналистке газеты Хале Джабер.
Асад напомнил, что с того времени, как коалиция под руководством США начала бомбардировки, ИГИЛ (ДАИШ) и другие группировки типа аффилированной с «Аль-Каидой» «Джабхат ан-Нусра» (организации запрещены в России) проводили экспансию беспрепятственно. И только после вмешательства России «они начали съеживаться».
Президент Сирии особо подчеркнул, что Россия вступила в конфликт «законным образом», в то время как действия Великобритании «незаконны». Они лишь «поспособствуют распространению раковой опухоли терроризма». Асад высмеял утверждения британского премьера о том, что 70 тыс. умеренных повстанцев способны разгромить ИГИЛ на земле.
«Это новая серия долгого сериала — классического фарса Дэвида Кэмерона. Не то что этих 70 тысяч, но даже 7 тысяч просто нет», — подчеркнул сирийский лидер.
«Это будет вредоносно и незаконно, а также пойдет на пользу терроризму. Так случилось после того, как примерно год назад коалиция начала свою операцию, потому что это похоже на раковую опухоль. Опухоль следует удалять целиком, а такое “удаление куска опухоли” лишь ускорит распространение рака по организму. Сколько экстремистских ячеек теперь существует в Европе? Сколько экстремистов вы экспортировали из Европы в Сирию? Вот где находится опасность. Опасность — в питомнике», — полагает Асад.
Он отметил, что «русские это видят четко, они хотят защитить Сирию, Ирак, весь регион — и даже Европу». Президент отметил, что не преувеличивает, когда говорит, что они (РФ — прим.ред.) сегодня защищают Европу.
По словам Асада, в Сирии люди гибнут из-за поддержки, которую повстанческие группировки получают из арабских стран и с Запада. Он добавил, что если Запад устранит эту поддержку, Дамаск выполнит свою миссию за несколько месяцев.
Подготовлено по материалам "Центра Актуальной Политики"
Виктор Баранец, обозреватель газеты «Комсомольская Правда», полковник в отставке:
«Как такового понятия британской операции не существует. Существует британская позиция или британский взгляд на то, как вместе с коалицией, которую возглавляет США, Великобритания собирается бороться с ИГИЛ (арабский вариант — ДАИШ, организация запрещена в РФ). Это принципиальная разница. Британцы, в частности (Дэвид) Кэмерон, недавно получили разрешение от своего парламента на использование самолетов в Сирии. Что у меня как у военного специалиста вызвало дикое удивление. Ведь начиная с августа 2014 года (Барак) Обама несколько раз повторял, что в их коалицию входят аж 62 государства, которые активно борются с ИГИЛ, и конечно, на первых ролях там была заявлена Британия. Тогда возникает вопрос, кто же брехал? Обама или Кэмерон? Если британский премьер только сейчас получил разрешение от парламента на использование авиации против террористов.
То, что говорит сейчас Асад, пожалуй, раз 10 повторял Владимир Путин. Он уже несколько раз озвучивал наш подход. Поскольку ИГИЛ является международной террористической угрозой, то и бороться против нее надо международным военным кооперативом. Но из-за того, что у Вашингтона и Москвы существуют разные подходы по урегулированию сирийского кризиса, это никак не получается.
С августа прошлого года так называемая коалиция во главе с США бомбит позиции террористов. Каков результат? Кто реально наносил удары? Буквально пять государств: Соединенные Штаты, Франция, Австралия, иногда участвовали немецкие и английские самолеты. Все. Чего добилась эта воздушная коалиция? За год и два месяца они пришли к тому, что террористы, контролировавшие 30% территории Сирии, увеличили эту зону до 75%. Как заявил мне в то время главком воздушно-космических сил России генерал-полковник Виктор Бондарев, это была не борьба американской коалиции с ИГИЛ, а бутафория.
В чем принципиальная разница подходов Москвы и Вашингтона в борьбе с боевиками? Позиция США — убираем Асада, а потом садимся за стол и договариваемся, как будем бороться с ИГИЛ. Позиция Москвы — прежде всего надо покончить с ИГИЛ, а потом уже заниматься политическим урегулированием этого вопроса. До сих пор эта ситуация находится в тупике. Внимание! С другой стороны, и Германия, и Великобритания и Франция пытаются занять свою нишу в этой борьбе. Что делает Германия? ФРГ заявила, что посылает 1200 своих военнослужащих в Ирак, где они будут обслуживать немецкие самолеты, вылетающие бомбить террористов. Великобритания заявляет, что она будет участвовать в борьбе с ИГИЛ под руководством Соединенных Штатов. Асад совершенно резонно в унисон Москве повторяет одну и ту же мысль: для того, чтобы победить террористов и в Сирии, и в Ираке (где находится ядро боевиков, их там 60–70% этих формирований), для этого нужна широкая военная коалиция».