08 декабря 2015 - 16:54

Каких-либо других предложений Украине по реструктуризации долга в 3 миллиарда долларов, кроме озвученных, у России нет, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Россия предложила вариант по реструктуризации. (Владимир) Путин выступил в Анталье с этой инициативой. С этой инициативой наши визави, к сожалению, не согласились. Каких-либо других предложений у Российской Федерации нет», — сказал он. По словам Пескова,  по всем нормам финансовых и международных отношений, поскольку это суверенный долг, должен наступить дефолт (Украины).

В ноябре Россия выразила готовность реструктурировать долг, разрешив украинской стороне выплачивать по одному миллиарду в период с 2016 по 2018 год. При условии, что США, ЕС, либо один из международных финансовых институтов предоставят гарантии по долговым обязательствам. 5 декабря Минфин РФ сообщил, что Соединенные Штаты отказались выступить гарантом.

Арсений Яценюк 19 ноября заявил, что Киев отказывается выплачивать долг, если Москва не примет украинских условий реструктуризации — уменьшение долга на 20% и перенос всех выплат на четыре года. Он предупредил, что если условия не будут приняты, то украинская сторона введет мораторий, то есть вообще платить ничего не будет. 

По мнению главы украинского Минфина Натальи Яресько, российское предложение по реструктуризации «противоречит нормам оказания помощи со стороны МВФ». Она сегодня подтвердила возможность отказа от выплат в установленный срок до 21 декабря. Если Киев не исполнит обязательства, РФ может подать в суд.

Владимир Уколов, экономист, профессор Института МИРБИС:

«Если говорить об интересах России, то она, конечно, не заинтересована в том, чтобы объявлять дефолт  Украины, потому что эта ситуация связана с возникновением множества эмоций, основанных на отношениях украинского и российского народов. Наши противники могут использовать этот фактор в качестве одного из ключевых моментов пропаганды, что вот, Россия виновата. С другой стороны, российской стороне действительно нужно вернуть деньги.  Я думаю, что РФ сейчас ищет тот вариант, который может быть мягким. То есть страна попробует истребовать какую-то часть кредитных выплат, но без объявления дефолта.

Однако, как мы видим, те модели, которые закладывались в решение этого вопроса (дробление выплат на три части, поэтапный возврат денег до 2018 года — прим.ред.), не сработали. Вашингтон отказался стать гарантом по украинскому долгу. Этого и следовало ожидать. Потому что как американцы, так и европейцы, если говорить прямо, заинтересованы в эскалации конфликта. Эта версия еще подтверждается тем, что (вице-президент США — прим.ред.) Джо Байден был недавно на Украине, и, судя по тому, какая реакция последовала на его визит, все-таки ситуация больше тянет на военное противостояние. Оно на какой-то момент снизилось, благодаря совместным усилиям, действиям того же ЕС, но сейчас американцы заинтересованы в том, чтобы усилилось противостояние. Они хотят, чтобы Россия тратила свои ресурсы «на два фронта»: на Ближнем Востоке, где сейчас мы вынуждены бороться с ИГИЛ (организация запрещена в России — прим. ред.), и разбиралась с Украиной. Поэтому решение в РФ будет найдено обязательно, но оно не будет жестким. Может быть, Россия даже где-то вынуждена будет поступиться своими интересами. Поскольку есть понимание, что нужно снизить накал ситуации, а потом уже предстоит думать о дальнейших возможностях. Нет готового решения, но его однозначно ищут».