
Президент России Владимир Путин поручил министру финансов Антону Силуанову подать в суд на Украину из-за невыплаты соседней страной долга по кредиту в три миллиарда долларов.
«Ну, ладно, хорошо, подавайте в суд», — сказал глава государства после того, как выслушал отчет главы Минфина о ситуации с выплатой украинского долга.
Ранее Москва предложила схему реструктуризации украинского долга на 3 года (2016–2018 гг.) под гарантии США, ЕС или первоклассного международного финансового института. В Минфине подчеркивали, что эти условия «даже лучше, чем просил Международный валютный фонд».
Однако МВФ пересмотрел свои правила и разрешил выдавать транши государствам, находящимся в техническом дефолте. Это развязывает руки Киеву и дает ему право не возвращать долг Москве, не боясь лишиться поддержки кредитора. Глава Минфина РФ Антон Силуанов отметил, что это не повлияет на отношения РФ и МВФ.
5 декабря стало известно, что США отказались дать гарантии. В связи с этим министерство финансов России заявило о готовности обратиться в суд. Если это произойдет, это будет означать суверенный дефолт Украины.
Александр Домрин, доктор юридических наук, профессор ВШЭ:
«К сожалению, международное право в значительной степени политизировано. Поэтому в нынешних условиях оптимистично ожидать решения в пользу России. Россия будет обращаться в международные арбитражные суды. Сделка, конечно, была коммерческой, хоть и между суверенными государствами. Чаще всего РФ обращается в Стокгольмский арбитражный суд, порой в Нью-Йорк. Победа России в этом деле маловероятна, но даже если мы побеждаем в международном арбитражном суде, то Украине платить нечем. Но тут начинает свою игру Международный валютный фонд. Это подразделение Госдепа США. Запад сделал послание Украине: «Ребята, не бойтесь. Деньги России не отдавайте, а мы вам еще подкинем. Мы знаем, что вы их разворуете, но мы еще подкинем, главное — России не давайте». Надо нанять самых лучших российских адвокатов, юристов и специалистов по международному праву, подключать их к этому делу. Но, повторюсь, даже в случае нашей победы в суде Киев эти деньги не отдаст. Это для нас такой звоночек. Нужно знать, кому даешь деньги, и хватит заниматься благотворительностью. Нужно быть в большей степени эгоистичными и руководствоваться исключительно нашими национальными интересами».