11 декабря 2015 - 16:50

Замминистра финансов Максим Орешкин не видит макроэкономических причин для роста в следующем году курса доллара до 100 рублей. По его словам, экономика в целом, с точки зрения платежного баланса, адаптировалась к уровню цен на нефть в районе $40-50 за баррель. «Мы наблюдаем стабильный рынок», — сказал замминистра, выступая в Москве на конференции «Макроэкономический прогноз на 2016 год. Лучшие инвестиционные стратегии».

По прогнозу Минфина в базовом сценарии при цене нефти в 50 долларов курс рубля в следующем году будет выше, чем прописано в прогнозе Минэкономразвития (63,3 рубля за доллар), за счет меньшего оттока капитала. Орешкин отметил, что в 2015-м этот показатель не превысит $60 млрд, а в 2016 году этот показатель будет еще меньше.

В целом, считает замминистра, платежный баланс страны пришел в новое равновесие, на что указывает реакция рубля на последнее снижение цен на нефть до уровня ниже $40. «Нефть марки Urals с утра торговалась на уровне $36 за баррель, но реакция рубля была довольно сдержанная. Потому что эффект от дальнейшего снижения цены на нефть у нас компенсируется уменьшением оттока капитала», —  пояснил он.

Замминистра финансов также сообщил, что не видит предпосылок для существенного роста цен на нефть в ближайшие годы. По его словам, в течение семь лет они будут колебаться в интервале $40-60 за баррель. «Нефтяная отрасль меняется структурно. Может так оказаться, что столько нефти, в принципе, уже не нужно будет мировой экономике. Мы будем жить в другой реальности и по другим условиям», — цитирует его «Интерфакс».

Никита Масленников, экономист, политолог, советник Института современного развития: 

«Сейчас любой прогноз по курсу рубля носит достаточно условный характер. Надо учитывать тот временной горизонт, на котором он делается. Одно дело это среднегодовой курс, другое дело — текущая волатильность. Если иметь в виду, что у нас между курсом рубля и динамикой цен на нефть достаточно высокая корреляционная зависимость, (коэффициент составляет в среднем 0,82), то сегодняшние их значения вполне соответствуют этим критериям, и российская валюта стоит ровно столько, сколько она должен стоить. Пока тенденция достаточно неустойчивая. До конца года цена на нефть будет колебаться около 40 долларов за баррель. В соответствии с этим, рубль должен находиться в рамках тех значений, в которых он сейчас пребывает, где-то в интервале от 68 до 70 рублей за доллар. Это то, что касается конца этого года и, может быть, первого квартала следующего. 

Есть фактор, который от нас совершенно не зависит — это вероятное повышение ставки Федеральным резервным фондом США 16 декабря. В этом случае у нас будет некий скачок курса рубля в сторону его ослабления. Но эти изменения влияют на валюты всех развивающихся стран. Однако, в отличие от многих наших партнеров по развивающемуся экономическому миру, перспективы рубля на следующий год выглядят более благоприятными, более устойчивыми. 

 Есть еще факторы, от которых зависит российская валюта. Во-первых, у нас все-таки прошел достаточно спокойно пик погашения внешних корпоративных долгов. В будущем году нам придется платить по ним примерно вдвое меньше, чем в 2015-м. Стало быть, потребность в валюте будет вдвое меньше. К тому же, у Центробанка есть все отработанные механизмы снабжения субъектов российского рынка валютной ликвидностью, поэтому здесь мы выглядим существенно лучше, в отличие от наших партнеров по глобальному хозяйству, в развивающейся его части. Этот фактор присутствовал довольно основательно в конце и 2014-го, и 2015-го года, он дальше не будет давить на ослабление курса рубля. Второе — это то, что у нас пока все-таки сохраняется достаточно серьезный профицит счета текущих операций, с точки зрения платежного баланса это — один из главных параметров, работающих на стабильность курса. Кроме того, явно сокращается отток капиталов из России. Он будет в этом году вдвое меньше, чем в предыдущем, вероятно, не выше 70 млрд долларов — это наихудшая оценка. Я думаю, что он может оказаться на уровне  60–65 млрд, за прошедшие 11 месяцев сумма составила 53 млрд долларов.

Рубль, строго говоря, может сильно потерять от изменений двух факторов: динамики цен на нефть и геополитической обстановки. Она сейчас достаточно сложная, но, будем надеяться, что новых чрезмерно сильных шоков не последует. А с точки зрения цен на нефть, она (марка Brent) понемногу, может быть, будет подниматься до 50 долларов за баррель. Но пока ощущения такие, что бюджет-2016 сохраняет большие риски. Рубль, в соответствии с прогнозом Минэкономразвития, несколько ослабнет. Ну будет, условно говоря, курс не 63, а 64–65 рублей за доллар в среднегодовом выражении. Но это не основание для паники».