
Согласно докладу Amnesty International, имеющиеся у группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России) оружие и боеприпасы были выпущены главным образом в странах коалиции, борющихся против террористического движения, пишет французская газета Le Figaro.
«Исламское государство» нередко называют самым организованным и самодостаточным террористическим движением, отмечает издание. Как бы то ни было, хотя его экономика и процветает (в первую очередь благодаря нефти), экипировке его армии до такой независимости еще далеко. Как следует из отчета Amnesty International, террористы располагают большим количеством оружия, которое было выпущено в 25 иностранных государствах, в том числе США, Китае и Европе.
У боевиков имеется впечатляющий арсенал: штурмовые винтовки, М16, противотанковые ракеты, ПЗРК, минометы, пистолеты и т.д. Все это оружие предназначено солдатам ИГ. В Amnesty International отмечают, что только за июнь 2014 года организация заполучила в свои руки столько оружия, что его хватило бы трем армейским дивизиям, то есть 40-50 тысячам человек. Оказалось там и оружие французского и немецкого производства. По словам представителя международной неправительственной организации Эмерика Эллюена, в этом нет никаких сомнений, можно узнать, где было выпущено оружие ИГ. Однако подсчитать, сколько его поступило из той или иной страны, «гораздо сложнее».
Тот факт, что боевикам этой группировки удалось скопить за несколько лет столь впечатляющие запасы оружия и боеприпасов, объясняется захватом армейских складов на территории стран, где обосновалось движение. «Ирак стал для ИГ пещерой Али Бабы. Им нужно было лишь протянуть руку. Захват оружия — это их главный источник снабжения», — подчеркивается в докладе.
Иначе говоря, в Сирии и Ираке сложилась по-настоящему парадоксальная ситуация. Последние несколько недель главы государств и правительств твердят, что ИГ необходимо уничтожить, однако то ведет свою кампанию террора с помощью произведенного в их же странах оружия. Эллюен называет ситуацию совершенно абсурдной, потому что «их главным источником силы является западное оружие, причем исчисляется все миллионами долларов».
Amnesty International бьет тревогу уже не первый год. Но настоящим поворотным моментом стал 2003-й, когда в Ирак хлынуло американское оружие: «Они думали, что если дать миллиарды долларов иракской армии, ситуация улучшится, но все произошло с точностью до наоборот. Сегодня никто не может сказать, что в стране безопасно. Там по-прежнему процветают грабеж и контрабанда… И как всегда, расплачиваться в первую очередь приходится мирному населению».
Чтобы остановить бесконтрольное распространение оружия, которое может в любой момент попасть в руки боевиков ИГ, правозащитная организация требует наладить международное уголовное и юридическое сотрудничество: «Если мы на самом деле хотим уничтожить террористов, начинать нужно с самого простого. То есть, принять ответственность и взять под контроль оружейный рынок в регионе». В Amnesty International уверены в необходимости полного эмбарго на поставки оружия в Сирию.
Андрей Кошкин, политолог, военный эксперт, зав. кафедрой политологии и социлологии РЭУ им. Г.В. Плеханова:
«Эта публикация не новость для мировой общественности. Значительно раньше появилась информация о том, как джипы фирмы Тойота, а также амуниция, которыми снабжали некую умеренную оппозицию (США и страны возглавляемой ими коалиции), оказались потом у боевиков.
Более того, мы знаем историю, после которой Джон Маккейн, далеко не лучший друг России, характеризовал политику Соединенных Штатов на Ближнем Востоке как зашедшую в тупик. А именно, когда появились данные о подготовке подразделений умеренной оппозиции, на что США в течение трех лет потратили 500 млн долларов, а в итоге оказалось, что всего лишь 4 или 5 человек воевали из огромного количества людей, которых готовили.
Таким образом, собирая в качестве доказательств многочисленные факты, приходишь к выводу, прежде всего, что политика, которую проводили США во главе международной коалиции более 15 месяце (они наносили авиаудары как бы активно борясь с ИГИЛ) была не просто непродуманной, она вела к совсем обратному эффекту. «Исламское государство», самая большая и богатая террористическая организация, расширялась по территории, которую контролировала в Сирии и Ираке. И укреплялась по составу и мощи. Получается, что механизм, который был создан, в конечном счете не нес победу над боевиками, а скорее, затягивал процесс борьбы, потому что это выгодно Штатам. ИГИ дестабилизировал ситуацию на Ближнем Востоке, а следовательно, этот хаос, который американцы называют управляемым, был им на руку. И естественно, что в этом затяжном процессе (конфликта в Сирии, в частности), необходимо было снабжать войска, скажем, умеренной оппозиции. А это все вооружение: винтовки, боеприпасы, безоткатное оружия, они попадали в руки боевиков. Преднамеренно или нет, но боевики ИГ укреплялись».
Материал подготовлен по данным портала "Центр Актуальной Политики"