
Официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге заявила, что в Москве видят глубокий раскол в черногорском обществе по вопросу присоединения к НАТО.
«Мы полагаем, что именно черногорский народ должен сказать свое веское слово на референдуме по этому вопросу», — заявила Захарова.
Ранее в МИД России назвали решение НАТО по Черногории конфронтационным шагом. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что российские власти намерены ответить на принятие Черногории в НАТО. В декабре главы МИД стран НАТО утвердили приглашение Черногории в ряды альянса.
Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:
«Безусловно (комментирует слова Захаровой о необходимости референдума в Черногории — прим. ред.). Я бы даже больше сказал, это не столько раскол в обществе, сколько раскол между обществом и бюрократией. Дело в том, что черногорцы критически не желают быть членом какого-либо альянса. Вот это членство в НАТО пакетно увязывается с членством в ЕС. А в этом объединении в той или иной форме Черногория желала бы быть хотя бы с точки зрения географии и исходя из экономических соображений. По тем же самым причинам Черногория не желала быть в каких-то военно-политических союзах. Они сохраняют хорошие отношения с РФ, очень много россиян живет в Черногории, много туристов ездит российских, там много собственности российской. И черногорцы хотели бы сохранить такой нейтральный статус, ни с кем не ругаясь. А тут им предлагают, с одной стороны, посодействовать в их вступлении и сближении с ЕС, но не гарантируют этого. Но, с другой стороны, заставляют вступать в НАТО. Конечно, это вызывает бурю недовольства в гражданском обществе этой страны, мы видим массовые протестные акции. Самое главное, о чем сказала Мария Захарова: подобные вопросы не решаются волей одного лидера и не решаются в парламенте. Подобные вопросы выносятся на всенародный референдум. Пока о нем и речи не идет. Есть заявление глав МИД стран-участниц альянса, которые сказали о том, что НАТО видел бы в своих членах Черногорию. И в этой истории очень много подобных лукавых моментов».