21 декабря 2015 - 16:18

Россия должна взыскать с Украины весь долг по займу на 3 миллиарда долларов с учетом штрафов за просрочку выплат, вице-премьерам надо нанимать юристов и готовить обращение в суд для взыскания этих средств, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Еще один вопрос, который касается украинской тематики. 20 декабря наступила просрочка Украиной по платежам в отношении еврооблигаций на 3 миллиарда долларов. Это означает, что наступил финансовый дефолт. Это юридический факт и, если хотите, уже исторический факт», — сказал Медведев на встрече с вице-премьерами.

«Есть еще 10 дней льготного периода, когда задолженность может быть возвращена без штрафа. Но, судя по заявлениям украинских чиновников, они этого делать не собираются, соответственно, произойдет через 10 дней и дефолт в юридическом смысле. То есть все эти обстоятельства наступят уже в полном объеме, и санкции также, естественно, начнут действовать. В этом случае нам необходимо использовать меры защиты, о чем было сказано и на совещании у президента недавно, чтобы добиться возвращения долга. Нужно будет нанять юристов и начинать эту процедуру с должным упорством и тщательностью. Взыскивать все, включая, естественно, те штрафы, которые к тому времени будут накоплены украинской стороной», — продолжил премьер.

По его словам, нет никаких сомнений, что Киев не будет платить, а курс, который проводит правительство Украины, является манипулированием и нарушением международных обязательств. 

Скорее всего, российское правительство обратится с иском в Лондонский суд международного арбитража, известный скоростью работы, как пишет агентство Bloomberg, — единственный шанс Киева заключается в том, что суд признает убедительными его доводы. Адвокаты, представляющие Украину, попытаются доказать, что покупая у Украины евробонды, в Кремле уже вынашивали планы захвата Крыма. Также они отметили, что шансы у России выиграть суд достаточно велики, а у Украины, которой будет нечем платить в случае проигрыша, может быть арестовано все имущество за рубежом.

Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики:

«Обозначившаяся суета в Киеве свидетельствует о том, что суд мы выиграем. Международный валютный фонд признал, что этот долг не коммерческий, а суверенный. Обычно такие долги идут вне всяких категорий. Если мы проиграем суд, то нарушится вся мировая система — зачем отдавать вообще долги какие-то. Это создаст опаснейший прецедент, который может привести к дикому кризису. Есть большие проблемы для нас: это будет долгий суд, на него уйдут годы. А каким будет доллар к этому моменту, пока не известно. Одним из решений может быть постановление суда конфисковать имущество Украины за рубежом. Но у них и арестовывать-то нечего. Украинцы могут потирать руки: “Ура! Мы надули Россию, взять у нас нечего!”. Но они забывают, что если с вас нечего взять, то вам и нечего дать. Это последствие для Украины будет тяжелее. Пока идет суд, пока конфискуется имущество или какие-то еще санкции к ним, это будет создавать настолько отрицательный имидж кредитора, что давать им в долг будет только сумасшедший. Или это будут прямые политические решения, как у МВФ, из политических целей давать им кредиты, но нормальные кредитные институты, тем более частные, будут опасаться давать им деньги. Это все сделает Украину дефолтной, по сути, на долгие годы.

Но нам это наука. Решение МВФ все равно кредитовать Украину, даже если та не выплатит долг, вызвало ликование в некоторых политических пространствах, потому что буквально все страны должны России. Это значило, что можно взять деньги в долг, пойти к дяде Сэму и поговорить, пообещать, а потом всем объяснять, что западный доллар — это одно, а доллар с востока и не доллар вовсе.

Они хотят с нами говорить и договариваться. Но мы же тоже понимаем, даже на высоком уровне, кто сядет за стол переговоров. Даже вице-президент США Джо Байден в кулуарах сказал, что Порошенко — это пьяница, а Яценюк — вор, который прикарманивает транши. Садиться с ними за стол переговоров — терять свой политический имидж. В разговоре с жуликами нет никакого смысла, все надо решать только через суд. Тактически Украина, может, что-то и выиграла. Но у них такая психология, там считается, что обмануть и обокрасть Россию — это отличная работа. Но в стратегическом плане они проиграли больше, чем выиграли.

А апелляция к тому, что когда Россия выкупала эти евробонды, в Кремле уже вынашивали планы по так называемой на Западе аннексии Крыма, феноменальны. Это все равно что идти в банк и брать ипотеку, не отдавать деньги и говорить, что банк вынашивал планы по тому, чтобы вас затопить. Женщина может взять деньги у кредитора, а потом обвинить его в том, что он дал ей деньги, чтобы ее изнасиловать. Ну как это можно оценивать? Это не имеет никакого отношения к деньгам.

Украина в странном положении. Они хотят эти деньги политизировать. Но у них дилемма. Они могут поставить вопрос ребром, отдать нам деньги и продолжать претендовать на Крым, который им никто уже не отдаст. А могут попросить нас забыть этот долг, сняв блокаду полуострова, забыв, что он когда-то входил в состав их государства. Но не факт, что мы согласимся на такой вариант. Это вилка. Ни в одном случае они не выигрывают больше».