
Одним из наиболее острых вопросов в усилиях по сирийскому урегулированию является расхождение между Россией и Катаром, а также целым рядом других стран в том, что касается легитимности нынешнего сирийского руководства, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров с катарским коллегой.
По его словам, в это упирается и процесс, который был начат еще в 2012 году с Женевского коммюнике и который преследовал цель организации переговоров по мирному урегулированию этого кризиса.
Глава МИД Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя высказался по этому поводу следующим образом: «Что касается судьбы Башара Асада, я ранее говорил об этом, — наша страна считает Башара Асада нелегитимным президентом, особенно после того, как им было использовано химическое оружие и другие неприемлемые виды оружия против своего народа. Мы считаем, что в будущем он не может возглавлять Сирию».
Лавров отметил, что в Женевском коммюнике прописана необходимость реформ на основе взаимного согласия всего спектра сирийского общества. Тогда, напомнил министр, Запад отказался одобрить коммюнике в Совете Безопасности ООН по предложению РФ, «потому что в нем не было ни слова о необходимости смены режима». В результате политический процесс так и не начался, добавил Лавров.
Российский министр в ответ на реплику главы МИД Катара подчеркнул, что стороны действительно придерживаются разных позиций по поводу судьбы Асада.
При этом Россия поддерживает призывы многих своих партнеров о необходимости скорейшего налаживания диалога между Дамаском и оппозицией Сирии, как отметил Лавров.
«Мы отмечаем очень позитивную эволюцию в позиции многих наших партнеров, которые, продолжая настаивать на нелегитимности режима Асада, одновременно прямо выступают за скорейшее начало переговоров между правительством Сирийской Арабской Республики и широким спектром оппозиции», — сказал он по итогам переговоров с катарским коллегой в Москве.
Но для того, чтобы появилась ощутимая позитивная динамика в политическом разрешении сирийской проблемы, необходима единая позиция мирового сообщества по отношению к террористическим группировкам, обосновавшимся в САР. Однако общего понимания о списках террористов и возможной делегации на переговорах с Дамаском от оппозиции Сирии по-прежнему нет, по мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова.
«Нам пока не удалось внести полную ясность о том, кто будет представлять оппозицию на переговорах и кто, соответственно, будет рассматриваться как неприемлемый партнер, как террористические и экстремистские группировки», — резюмировал российский министр.