29 января 2016 - 17:48

Россия готова взять на себя большую часть работы по сбору информации о международных террористах и делиться этими данными с зарубежными партнерами, сообщил первый замглавы аппарата Национального антитеррористического комитета Евгений Ильин. Подводя итоги минувшего года, он заявил журналистам, что в 2015 году российские спецслужбы не допустили совершения ни одного теракта на территории страны.

Советник председателя НАК Андрей Пржездомский в свою очередь подчеркнул, что в ходе контртеррористических операций в России в минувшем году было нейтрализовано более 150 боевиков. Среди них свыше 40 бандглаварей, 20 из которых присягнули «Исламскому государству» (организация запрещена в России), как добавил Ильин. По его словам, имеются сигналы о возможном проникновении иностранных террористов в РФ с Украины.

Пржездомский также рассказал, что российские спецслужбы предотвратили заброску нескольких групп «Исламского государства» в Россию. «Некоторое время назад из Сирии была заброшена группа матерых боевиков из четырех человек, задача которых была совершить теракт в одном из городов», — пояснил он. По данным представителя НАК, им был обеспечен легальный въезд в страну. Боевики сняли дом и приобрели компоненты для изготовления взрывных устройств. Оперативный контроль за ними установили с самого начала, подозреваемых задержали, они ждут суда.

Кроме того, отметил Пржездомский, недавно террористы попытались забросить в Россию группу из 10 человек. У них была своя легенда: якобы они занимались бизнесом в Турции, а потом перегоняли машины из Польши. «Во взаимодействии с коллегами из некоторых государств мы отследили прилет первой группы и пресекли ее деятельность», — сообщил он. 27 января СУ СК РФ по Карачаево-Черкесии возбудило уголовное дело в отношении девяти участников группировки, которые присягнули ИГ и получили задание совершить теракт. По словам представителя НАК, троих бандитов нейтрализовали, шестерых задержали. 

Пржездомский также сказал, что в «Исламском государстве» есть специальные подразделения для подготовки терактов в России и Европе. «Речь идет о батальоне, состоящем главным образом из выходцев с Северного Кавказа, его возглавляет Ахмед Четаев по кличке Однорукий», — сказал он. В качестве преподавателей там выступают и бывшие офицеры иракской армии. В НАК успокоили, что российским спецслужбам эта информация известна, и они действуют на упреждение. «Но это противоборство не становится достоянием гласности», — указал Пржездомский. 

Он сообщил, что вербовщики в ряды ИГ активизировались. Вместе с тем, спецслужбам удалось переломить тенденцию по росту количества россиян, выезжающих в Сирию для войны на стороне террористов. За год более чем сотне граждан РФ не дали уехать в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях в составе «Исламского государства», по словам Пржездомского. В России к уголовной ответственности привлечено 832 человека, прошедших подготовку в рядах боевиков ИГ, в том числе 22 вербовщика. Более 80 из них уже осуждены. Он также отметил, что в Турции действует организованная система переправки будущих боевиков в ИГ. Спецслужбам известны все маршруты переброски завербованных лиц. Россияне, желающие присоединиться к террористам в Сирии, в основном едут туда через Стамбул.

Руководитель аппарата НАК Евгений Ильин опроверг информацию, появившуюся накануне в СМИ, о предполагаемых участниках теракта на борту российского лайнера Airbus A321 в Египте. Накануне телеканал LifeNews сообщил, что спецслужбы РФ совместно с египетскими коллегами установили личность исполнителя теракта, которым якобы оказался грузчик аэропорта Шарм-эш-Шейха. Ильин сказал, что эти данные «не подтверждаются по линии ФСБ».

Виктор Баранец, обозреватель газеты «Комсомольская Правда», полковник в отставке: 

«Я к отчетам всегда отношусь с некоей долей скептицизма, если не сказать недоверия. Но в данном случае приводятся факты, с которыми и я тоже, скажу не хвалясь, хорошо знаком. Этот отчет явно согласован и с Федеральной службой безопасности, и с Министерством внутренних дел, и с Минобороны, и с другими силовыми структурами. И я скажу, что в нем я не вижу какого-то грубого наглого вранья. Хотя цифры, которые в нем представлены, пока еще выглядят скромно. Потому что за последний год, особенно на фоне сирийского кризиса, проблема терроризма на территории России разрастается, как дрожжевое тесто.

Я был поражен, например, тем фактом, что из Дагестана в “Исламское государство” уходили целыми семьями. Иногда уходили большими группами, которые насчитывали по 15, а то и 20 человек. Это показывает, насколько глубокие корни имеет “игиловская” пропаганда, система вербовки. И ведь касается тема не только Дагестана, но и Ингушетии, и Чечни. Свои щупальца ИГИЛ уже запустил в Москву, вовсю работает в Петербурге, на Урале и даже на Дальнем Востоке. Эта идеологическая зараза продолжает распространяться по России, и у Национального антитеррористического комитета здесь огромное поле для работы. 

Сегодня как никогда важно не только высказывать некое скептическое традиционное ритуальное недоверие к докладам любого плана, а это наш брат-журналист очень хорошо умеет, важно сконцентрировать силы государственных структур и прессы, в том числе на том, чтобы единым фронтом бороться против той террористической чумы, которая проникает на территорию России.

Вместе с тем, отмечу, что сегодня, к великому моему счастью, вербовщики “Исламского государства” в России все больше теряют аппетит, потенциальные боевики тоже теряют интерес. Почему? Потому что деньги у террористов заканчиваются. В основе всего этого процесса зачастую стоит не какое-то идеологическое убеждение, а его величество доллар. Так вот, благодаря операции, которую проводят наши Воздушно-космические силы совместно с сирийской правительственной армией, удалось перерубить каналы поставки контрабандной нефти, которые использовали боевики. Зарплата “игиловских” бандитов стала падать. Я вам даже назову цифру. Когда “Исламское государство” только разворачивало свое наступление в Сирии, то месячная зарплата рядового бойца достигала 1500 долларов. Сегодня она уже опускается ниже 300 и даже в отдельных случаях 200 долларов. Так что и меркантильный интерес пропадает».