
Россия, Венесуэла, Катар и Саудовская Аравия договорились заморозить добычу нефти на уровне 11 января. Таковы итоги переговоров министра энергетики РФ Александра Новака с представителями стран ОПЕК в катарской столице Дохе, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на министра энергетики Катара Мохаммеда Салех аль-Сада. По его словам, низкие цены на нефть не были позитивным явлением для всего мира. Кроме того, Катар будет проводить мониторинг соглашения по заморозке добычи нефти.
Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими позже уточнил, что его страна также согласилась с этим решением, считая адекватным установленный уровень производства. Он добавил, что мера по замораживанию добычи «соответствует требованиям рынка». При этом, считает аль-Наими, экономика Саудовской Аравии «без проблем справится и при нынешних ценах на нефть на мировом рынке».
По данным Минэнерго РФ, договоренности достигнуты при условии, что другие производители присоединятся к инициативе. Отмечается, что Новак вел переговоры с представителями трех стран ОПЕК — министром нефти и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Али аль-Наими, министром нефти Катара Мохаммедом аль-Садом и министром нефтяной и горнорудной промышленности Венесуэлы Эулохио дель Пино.
Сразу после сообщения нефть Brent, поднимавшаяся до $35,5 за баррель, устремилась вниз, цены ушли ниже $34 за баррель, пишет «Интерфакс». Агентство ссылается на неназванных экспертов, по мнению которых это может быть вызвано тем, что участники рынка ждали от встречи большего.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
«Нельзя сказать, что цена на нефть пошла вниз (после новостей из Катара — прим. ред.), она все-таки остается выше, чем вчера. Спад определенный последовал после значительного роста на ожиданиях результатов переговоров.
Сама по себе новость о заморозке добычи довольно позитивна. Страны наконец-то сели за стол переговоров и к чему-то пришли — это вызывает надежду, что в будущем будут достигнуты новые договоренности, в том числе о снижении добычи. Пока, к сожалению, до этого дойти не удалось. Сейчас, чтобы результаты переговоров возымели действие, необходимо, чтобы решение поддержали все страны ОПЕК, а не только Венесуэла, Катар и Саудовская Аравия. Главная сложность будет, как упаковать Иран в эту комбинацию, потому что в его интересах, очевидно, наращивать добычу нефти в этом году.
Вместе с тем, заморозка на январских показателях фактически означает фиксацию на достаточно высоких уровнях добычи. Во-первых, Россия находится на максимальных постсоветских уровнях — это 10,9 млн баррелей. Мы даже, можно сказать, взяли на себя повышенные обязательства сохранить этот объем добычи. Второе: страны ОПЕК добыли в январе достаточно большие объемы. С точки зрения баланса ситуации, мы не пришли к какому-то серьезному изменению предложения. Но в силу того, что с начала декабря ОПЕК так и не приняла решение по квотам, наличие какой-то определенности по цифре добычи — уже хорошо для рынка. Дальше ждем информации из США об изменениях запасов нефти, об изменении добычи в Штатах, в зависимости от этого динамика цены будет меняться».