17 мая 2016 - 14:05

Представители российской власти никогда не оказывали давления на Конституционный суд, заставляя его принимать предписанные ими решения, заявил председатель КС РФ Валерий Зорькин.

«Я ни один раз не получил указаний со стороны президента и тем более других фигур за исключением одного раза, когда в 93-м году президент Ельцин позвонил и сказал: “Что это вы себе позволяете, выступаете против президента. Там реакционный парламент, а вы это делаете”. Но мы, судьи, считали, что история нас рассудит», — цитирует Зорькина «РИА Новости».

23 марта 1993 года Конституционный суд признал телеобращение Бориса Ельцина к народу от 20 марта неконституционным. Это послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении главы государства от должности.

Также, выступая сегодня на международной конференции, посвященной перспективам конституционной юстиции, глава КС отметил, что Россия не обязана исполнять международные договоры и конвенции при возникновении правовых коллизий. Он напомнил, что ранее суд уже выносил постановление о возможности не исполнять решения Европейского суда по правам человека, если они идут вразрез с нормами Конституции РФ.

По словам Зорькина, участие России в международных соглашениях и конвенциях означает лишь то, что наша страна добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих документах, но государство оставляет за собой суверенное право принимать окончательные решения в случае спорных моментов.

«Конституционный суд РФ в очередной раз подчеркнул признание фундаментального значения европейской системы защиты прав и свобод человека и гражданина, частью которой являются постановления ЕСПЧ, и готовность к поиску согласия ради поддержания этой системы. Однако степень такого согласия КС будет определять сам, поскольку границы компромисса в данном вопросе очерчивает именно Конституция», — добавил председатель КС.

Вместе с тем он добавил, что Россия не стала до конца правовым демократическим государством. По мнению Зорькина, страна находится в переходном этапе своего развития: «Россия еще не взяла правовой барьер. Было бы трудно надеяться на это после существования тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не стояли на первом месте, а главным принципом был "давайте жить по правде, а не по закону"».

Он констатировал, что и сейчас находятся «видные представители общественности», выступающие за торжество правды над законом. Глава Конституционного суда отметил, что сто лет назад подобные противоречия удалось преодолеть лишь «свирепому государству, которое создали большевики». По его словам, утверждение правосознания поможет в современной России «избежать повторения исторической катастрофы» октября 1917 года.