Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что беседа лидеров России и США в субботу выявила ряд сфер, в которых интересы двух стран совпадают. По его словам, разговор «по понятным причинам был сконцентрирован на концептуальных вещах».
На пресс-конференции в Москве министр также сказал, что Владимир Путин и Дональд Трамп продемонстрировали нацеленность на достижение результатов, но практическая совместная работа двух стран еще впереди. Глава отечественной дипломатии отметил, что в ходе контактов с новой администрацией Белого дома «предстоит понять, насколько очевидное совпадение интересов в целом ряде областей, включая борьбу с терроризмом, можно будет перевести в выработку совместных скоординированных действий, совместных механизмов по решению тех проблем, которые являются общими и для России, и для США, и для международного сообщества в целом».
Лавров добавил, что сроки и детали будущих американо-российских контактов еще предстоит согласовать. Он сообщил, что координация действий РФ и США по борьбе с ИГ в Сирии в настоящее время ограничена лишь договоренностями о предотвращении инцидентов.
Глава МИДа напомнил, что в течение всего прошлого года шли переговоры с участием внешнеполитических ведомств, министерств обороны России и США. Они завершились согласованием документа о реальной военной координации действий против ИГ и «Джебхат ан-Нусры» (группировки запрещены в РФ), включая создание постоянного совместного исполнительного центра. В его рамках согласовывались бы и разведданные, и цели, по которым необходимо наносить удары, чтобы подавить ИГИЛ и «ан-Нусру» на сирийской территории. Однако в последний момент, когда все договоренности были заключены, администрация Обамы «не нашла в себе силы поставить задачи борьбы с терроризмом выше русофобских намерений», рассказал дипломат.
Реанимировать договоренность о создании Совместного исполнительного центра для борьбы с ИГ и «Джебхат ан-Нусрой» в том виде, в каком он был согласован, может оказаться невыполнимой задачей, считает министр. «Но то, что сегодня есть возможности для деидеологизированного профессионального разговора между военными России и США, который был бы нацелен на выработку конкретных военных мер по подавлению террористов в Сирии, у меня сомнений никаких не вызывает», — добавил министр.
Он напомнил, что Россия приглашает всех заинтересованных в урегулировании кризиса в Сирии участвовать в переговорном процессе. По мнению Лаврова, «тех, кто выдвигает предварительные условия, не предусмотренные резолюциями Совета безопасности ООН, кто пытается себя преподнести как единственное законное оппозиционное образование, надо просто терпеливо продолжать приглашать, но не убеждать, не уговаривать».
Комментируя инициативу Трампа о создании зон безопасности в Сирии, Лавров уточнил, что Москва ее поддержит при условии сотрудничества с ООН и согласования с властями страны. Целью организации специальных мест для проживания внутренне перемещенных лиц на сирийской территории должна быть именно помощь людям, которым пришлось оставить свои дома в результате вооруженного конфликта, подчеркнул министр.
Он добавил, что постановка вопроса о создании зон безопасности в Сирии отличается от тех идей, которые высказывались на предыдущих этапах сирийского кризиса. «А именно идей, которые предполагали создание на сирийской территории некой площадки, чтобы туда посадить альтернативное правительство и использовать эту площадку как плацдарм для свержения режима», — пояснил министр иностранных дел.
Глава МИДа заявил, что Москва не исключает возможности оказания помощи Ираку в борьбе с ИГИЛ при соответствующей просьбе Багдада.
«В Ираке с согласия Багдада работает возглавляемая США коалиция. Я не исключаю, что если будет интерес у иракских властей, то мы вполне в состоянии оказать им дополнительное содействие как минимум по линии обмена разведданными или в других формах», — сказал Сергей Лавров.