Австралия обяжет корпорации Facebook и Google Inc. платить за использование медиаконтента австралийских СМИ. Законопроект об этом в ближайшее время будет рассмотрен в сенате страны, сообщает газета The Australian.
«Facebook и Google заработали миллиарды на своем инновационном бизнесе. Мы же должны найти инновационный способ, чтобы заставить их выплачивать справедливую долю от своей прибыли новостным компаниям, из которых они берут контент», — пояснил сенатор от штата Южная Австралия Ник Ксенофонт.
Цель его инициативы — обеспечить справедливую конкуренцию между традиционными СМИ и IT-гигантами. Пока, по данным американской компании Interactive Advertising Bureau, Facebook и Google являются абсолютными монополистами на рынке цифровой рекламы. В результате существующие СМИ более не могут обеспечивать собственное содержание, отметил сенатор.
«Очень важно, чтобы Facebook и Google платили справедливую долю налогов, но нам нужна сумма больше, чем налог на сверхприбыль», — подчеркнул Ксенофонт.
В конце января текущего года Министерство наследия Канады призвало защитить интернет-СМИ страны, распространив 10-процентный налог на цифровую рекламу в иностранных новостных изданиях и агрегаторах. Вырученные средства, около 400 млн долларов в год, предлагалось направить в независимый и публично формируемый фонд поддержки журналистики.
В свою очередь американские корпорации Google и Facebook высказали свое возмущение подобными планами и назвали налог на рекламодателей «карательным», а канадское налоговое законодательство — архаичным и неприменимым к интернет-эпохе.
1 января в России вступил в силу так называемый налог на Google. Согласно новому закону, иностранные компании, торгующие в России через Интернет электронным контентом, обязаны платить налог на добавленную стоимость (НДС). Этот механизм призван поставить в одинаковые условия российские и иностранные интернет-корпорации.
В сентябре 2015 года ФАС признала Google Inc. и Google Ireland Ltd. нарушителями закона о конкуренции и потребовала от корпорации прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке. Компания была оштрафована на 438,1 миллиона рублей из-за монополизации рынка магазинов мобильных приложений в России. Корпорация платить отказалась и подала иск о признании штрафа недействительным. 2 ноября ФАС вновь оштрафовала Google на 1 миллион рублей за неисполнение предписания службы. Аналогичные штрафы могут накладываться каждые две-три недели.
Антимонопольная служба считает, что Google нарушает закон, требуя для работы магазина Google Play обязательной установки на устройство пользователя приложений корпорации, причем на приоритетных местах. Кроме того, обязательно должна использоваться по умолчанию поисковая система Google, а возможность установки конкурирующих приложений сильно ограничена.
Ранее сообщалось, что и в Европе нередки претензии антимонопольных служб к Google. Европейские власти были недовольны методами работы компании на рынке интернет-поиска. В частности, ее обвиняли в ущемлении конкуренции в сегменте сервисов по сравнению цен. Были также вопросы по работе новостных агрегаторов компании, поиску книг и изображений. Google стал практически монополистом среди поисковых систем. В США заявляли, что якобы настоящая причина претензий в том, что Google — американская компания, и обвиняли европейские власти в протекционизме.
Так, в Германии по законодательству об авторском праве Google и другие алогичные ресурсы обязаны платить немецким издателям за публикации с использованием их материалов в поисковой выдаче, однако компания отказалась подчиняться этому закону и осуществлять выплаты.
Эксперты отмечают, что корпорации проще было бы подчиниться закону, поскольку для Google, который зарабатывает в одной только России сотни миллионов долларов в год, суммы штрафов ничтожны.