Прошедшие со дня «евромайдана» три года позволяют нам подвести предварительные итоги так называемой «революции достоинства». Безусловно, большое всегда видится только на расстоянии, но нажить моральный капитал можно и с анализа точности прогноза. Ведь все, о чем предупреждало российское экспертное сообщество нерадивых украинцев, сбылось. Иной раз даже с опережением графика.
Надо было быть невероятно наивным человеком, чтобы не понять: активно прививаемая населению русофобия неизбежно вызовет реакцию. И вовсе не такую, на которую рассчитывали идеологи этого процесса во Львове. Крым вернулся в родную гавань, Донецк и Луганск не хотят иметь ничего общего с нынешней украинской государственностью. По оценкам СБУ, более 60 процентов населения страны считается неблагонадежным. То есть как минимум не верит в великого героя Степана Бандеру. И цифра эта будет только возрастать по мере углубления кризиса.
Никто из нынешних киевских политиков за минувшие три года так и не сподобился предложить внятного и, главное, действенного плана по возрождению экономики. На наших глазах произошел регресс: Украина из промышленно-аграрной страны стремительно превращается в аграрную. Ликвидируются предприятия, новые, разумеется, не открываются, все представляющее хоть какую-то ценность немедленно продается за бесценок на Запад, оплата ЖКХ уже значительно превышает пенсии, надежды на получение значительных субсидий от МВФ тают на глазах.
Украинские националисты видят единственный выход из ситуации: продолжение уничтожения людей на Донбассе. Их логика очевидна: война все спишет. Но никто из них не задумывается над одним простым вопросом: удастся ли победить ЛДНР? Дело вовсе не в неисчислимых полках бурятов и чеченцев, якобы воюющих за Донецк. И уж разумеется, не в реакции Запада. Там, похоже, уже перешли просто к ритуальному напоминанию Киеву о необходимости соблюдать минские соглашения, но при этом дальше слов не идут в принципе. Их бы воля — они бы вообще забыли как страшный сон эту Украину. Но пока не получается.
Победить ЛДНР невозможно в силу того, что пока никому и никогда не удавалось изменить архетип народа. Его можно скорректировать и направить на политические нужды момента, но только в краткосрочной перспективе. Такие примеры мы знаем. Но в долгую эта история не работает. И каждый день в Донецке и Луганске, помимо государственного строительства, дополняется тем самым возвращением к истокам.
Ярким примером этого служит решение о выплате пособия ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и проживающим в городах, занятых ВСУ. Республики продемонстрировали действительно важный и идеологически опасный для оппонентов шаг. Проявлена забота о людях, которые оказались самыми социально незащищенными в это непростое время. Киеву ответить на это нечего. В силу хотя бы того, что там действует в русле выполнения угроз Порошенко: ваши дети будут сидеть в бомбоубежищах, никаких пособий и пенсий.
Главным итогом той самой «революции гидности» стал вовсе не потенциальный демонтаж существующей украинской государственности. Страну можно пересобрать, было бы на то желание. Но как быть с полным оскотиниванием населения? На этот вопрос ответа никто в Киеве не ищет. И совершенно напрасно. Это полезнее пустых мечтаний о безвизе. Но там предпочитают продолжать оставаться в интеллектуальном тумане. Их выбор.
Армен Гаспарян