В России отмечают третью годовщину крымского референдума. 16 марта 2014 года крымчане и жители Севастополя не просто проголосовали за вхождение республики в состав Российской Федерации — своим решением они восстановили историческую справедливость.
В феврале 2014-го жители Крыма, наблюдая за кровавой развязкой киевских событий, осознавали последствия прихода к власти на Украине прозападных олигархов и неонацистских боевиков.
В начале 90-х крымчане и особенно севастопольцы уже испытали на себе насильственную украинизацию. Русских людей принуждали отказаться от своей истории и культуры, от своего родного языка. Летом 1993 года в Севастополе на площади перед памятником адмиралу Нахимову проходили стихийные митинги. Жители города-героя держали в руках российские триколоры, скандируя: «Россия! Россия!» На глазах женщин и пожилых людей проступали слезы. Моряки и офицеры Черноморского флота печально смотрели на монумент русскому адмиралу, погибшему на Малаховом кургане в 1855 году.
На призывы крымчан предоставить им право самим выбирать, на каком языке говорить и учить своих детей, националисты в Киеве заявляли: «Крым будет украинским либо безлюдным». Бандеровцы открыто угрожали жителям Крыма жестокой кровопролитной войной. Члены УНА-УНСО (организация запрещена в РФ) и «Руха» маршировали по Севастополю под украинскими флагами, выкрикивая русофобские лозунги и оскорбления в адрес моряков Черноморского флота РФ. В 1995 году украинские власти в одностороннем порядке отменили Конституцию Крыма, упразднив пост президента республики.
В 90-е российские власти без особого участия относились к проблемам крымчан, равно как и к проблемам граждан РФ. Оглядываясь на события конца XX века, удивляешься, как вообще смогла сохраниться Россия в своих постсоветских границах.
С тех пор произошли колоссальные изменения как в государственной политике, так и в общественном сознании. Не изменилось лишь желание крымчан и севастопольцев вернуться на свою историческую родину.
Киевский госпереворот 2014 года стал для жителей Крыма и Севастополя прямым сигналом к действию. То, чем их пугали бандеровцы на протяжении долгих лет, становилось реальностью. Но пока неонацисты были заняты написанием законов о запрете русского языка, пока они в исступлении громили памятники Ленину и жгли штабы «Партии регионов» и КПУ, народ Крыма уже все решил. Президент Янукович и законное правительство были свергнуты без соблюдения каких-либо процедур импичмента. Турчиновский «парламент» попросту узурпировал власть. В связи с этим в государстве образовался правовой вакуум.
В Крыму же произошла нормальная демократическая процедура — на народных сходах местные жители избрали новую исполнительную власть. 11 марта 2014 года Верховным советом автономной республики Крым и городским советом Севастополя была принята Декларация о независимости. 16 марта уже в независимой республике был проведен референдум о государственном статусе, на котором более 95% жителей полуострова высказались за вхождение Крыма в состав России. Через два дня Владимир Путин, Сергей Аксенов, Владимир Константинов и Алексей Чалый подписали в Кремле договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ.
В марте 2014 года в Севастополе, как и в других городах Крыма, прошли стихийные митинги. Так же как и в начале 90-х, митингующие скандировали: «Россия! Россия!» — размахивая бело-сине-красными флагами. На глазах женщин и стариков так же проступали слезы. Но это уже были слезы не отчаяния, а безграничной радости. Крымчане и севастопольцы ликовали: они вернулись домой.