Владимир Путин утвердил стратегию экономической безопасности России на период до 2030 года, указ об этом опубликован на интернет-портале правовой информации.
«Правительству РФ разработать в трехмесячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение», — гласит документ, подписанный главой государства. В нем также говорится о необходимости провести мониторинг и оценку состояния экономической безопасности страны. Указ вступает в силу с 15 мая.
Стратегия предусматривает принятие мер для деофшоризации экономики, оптимизацию потоков трудовой миграции и борьбу с коррупцией и теневой экономикой.
Основными угрозами экономической безопасности России авторы документа считают дискриминационные меры против ключевых секторов экономики, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям, повышение опасности конфликтов в зонах экономических интересов страны и вблизи ее границ.
Кроме того, названы такие проблемы, как изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития и истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей.
Авторы документа подчеркнули и такие факторы, как подверженность российской финансовой системы глобальным рискам, в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала, и уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы. Документ также описывает новые механизмы ответных мер на западные санкции.
Назначение стратегии — не допустить снижения качества жизни граждан и предотвратить кризисные явления в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах.
Предыдущая стратегия экономической безопасности была принята в 1996 году. Решение о разработке нового документа было принято на заседании Совбеза РФ летом 2015 года. Члены научного совета при СБ неоднократно подчеркивали, что в условиях усиления нестабильности развития мировой экономики и резкого обострения глобальной конкуренции необходимо обновлять концептуальные подходы к обеспечению экономической безопасности. Они предлагали включить в понятие экономической безопасности защиту национального суверенитета в экономической сфере.
10 мая президент России утвердил Стратегию развития информационного общества до 2030 года. В ней был предусмотрены переход на использование отечественных средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов власти и замена импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы российскими аналогами. Исполнителям стратегии предписано создавать условия «для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов».
Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:
«Стратегия экономической безопасности России — документ необходимый. Со времени принятия предыдущей стратегии в 1996 году прошло уже больше двадцати лет, за это время в мире и в нашей стране произошли события, которые требуют обновить этот документ.
В нем верно поставлен акцент на то, что нам нужен экономический рост, что мы должны повышать благосостояние страны, заниматься нашими ключевыми и передовыми отраслями, и что находимся мы, мягко говоря, не в самом дружелюбном окружении. Наши так называемые партнеры чинят нам препоны в развитии тех отраслей, которые бы могли вывести нас на устойчивую дорогу прогресса. Препятствия со стороны недоброжелателей есть даже там, где мы сильны, — в сырьевых отраслях.
Михаил Беляев: В Стратегии экономической безопасности нужно сделать упор на развитие внутренней экономики России
В стратегии мне не понравилось то, что она выглядит как инструкция для военных действий, говоря юридическим языком. Там очень мало экономики. Однако экономическая безопасность существует лишь при устойчивом развитии экономики, стабильном инвестиционном процессе и постоянном развитии отраслей. А в документе сделан упор на внешние шоки и воздействия, на санкции по отношению к нам и наши контрсанкции. Конечно, борьба с промышленным шпионажем, защита секретов передовых отраслей — это тоже очень важно, но внешние шоки, санкции и контрсанкции перестают играть какую-либо роль при прочной внутренней экономике, и на это авторам стратегии следовало бы обратить больше внимания.
В документе серьезно поставлен вопрос о необходимости улучшать управление госкорпорациями. Хотя экономика в России и рыночная, но роль государственного сектора весьма велика. Это и хорошо, и плохо. Весь вопрос в том, как этими корпорациями управляют. Пока, на мой взгляд, здесь есть почва для критики. Не лучшим образом у нас представлены и министерства, а они управляют не только корпорациями, но и целыми отраслями. Не буду перечислять те события, которые свежи у всех в памяти.
Подчеркну, что документ очень важный и нужный, но стоит сделать упор на развитие внутренней экономики нашей страны. Это было бы самой лучшей защитой от внешних шоков и воздействий».