Президент Польши Анджей Дуда подпишет обновленный закон об Институте национальной памяти. Он вводит наказание за использование формулировки «польские лагеря смерти» и утверждения о том, что поляки были пособниками нацистов в годы Второй мировой войны.
Как подчеркнул польский лидер, уголовное преследование грозит не тем, кто обвиняет отдельных поляков, а тем, кто возлагает ответственность на все польское государство и его народ. Кроме того, новый документ запрещает отрицание Волынской резни и пропаганду идеологии украинских националистов.
Закон вступит в силу после подписание его Дудой.
Украина, Израиль и США выступили резко против документа. В Тель-Авиве заявили, что новый закон ударит по евреям, пострадавшим из-за поляков, — они не смогут об этом рассказать. Вашингтон традиционно встал на сторону израильских коллег, а Киев жестко критикует Варшаву за запрет бандеровской идеологии. Радикальная организация «Правый сектор» (запрещена в РФ), в частности, провела пикеты у диппредставительств Польши на Украине.
Верховная рада также осудила закон. По мнению украинских депутатов, он «открывает путь к манипуляциям и усилению антиукраинских тенденций в польском обществе».
«Верховная рада Украины категорически не приемлет и отвергает политику двойных стандартов и навязывание идей коллективной ответственности украинского народа, а также попытки польской стороны приравнять действия всех борцов за независимость Украины к преступлениям двух тоталитарных режимов ХХ века — нацистского и коммунистического», — говорится в заявлении украинского парламента.
Армен Гаспарян, публицист:
«Принятие подобного закона было прогнозируемо сразу после того, как польский сейм утвердил резолюцию о том что, события на Волыни в 1943 году являются актом геноцида против Польши. Но не хватало самой малости — уголовной ответственности за пропаганду взглядов именно украинских националистов. Три года лишения свободы за то, что ты будешь глорифицировать ОУН-УПА (организация запрещена в РФ) и так далее. Было сразу понятно, что этот законопроект с гневом воспримут в Киеве, для которого Бандера сегодня главная национальная идеология. На Украине протягивают мостик от бандеровцев 40-х годов к нынешним для того, чтобы легализовать в общественном пространстве тех карателей, которые действуют сегодня в Донбассе. Там таким образом показывают преемственность украинского национализма как главной доктрины.
Армен Гаспарян о новом польском законе: Поляки смешали все в кучу и добавили свои внутренние фобии
Естественно, что и до принятия польского закона об Институте национальной памяти у украинской идеологии было великое множество противников, а теперь их число будет только увеличиваться. Понятно, что Польша моментально постарается продавить всю эту историю на уровне всего Европейского союза. Меня абсолютно не удивит, что следом за объявлением многих украинских деятелей персонами нон-грата за героизацию "Организации украинских националистов" последуют, например, запросы в Интерпол. Поляки очень жестко настроены антибандеровски, и они этого никогда не отрицали.
Но в новом законе содержится и достаточно любопытный момент — наказание за то, что ты будешь употреблять выражение "польские лагеря смерти". Еще во время Нюрнбергского военного трибунала, когда разбирался вопрос сети концлагерей на территории Польши, которые у нас принято называть Освенцим, было зафиксировано это определение. Не потому что там поляки работали, а по территориальному признаку. Я не знаю, чем руководствовались люди, когда придумали такую формулировку, но она стала чрезвычайно устойчивой и ее употребляли и во времена Советского Союза и в 90-х годах. Поляки долго возмущались и теперь приняли подобного рода решение. Оно никак не меняет общей картины, так как сеть концлагерей Аушвиц и Биркенау действительно находилась на территории Польши, и с этой точки зрения, конечно, это польские лагеря смерти. Они же от этого в Баварию или РСФСР не уедут. Но для поляков это оскорбительно. И этот момент во многом нивелирует ту пользу, которая могла бы быть от этого закона, если бы он был посвящен только бандеровцам, потому что противодействие радикальному украинскому национализму это ровно то, о чем говорят и российские лидеры, и российские эксперты. Именно он послужил причиной краха украинской государственности в 2014 году.
То, что поляки смешали все в кучу и еще туда добавили свои какие-то внутренние фобии, отрицательно на этом скажется. Уже вопросы возникли, например, у Израиля по этому поводу. Но очевидно, что они ничего менять не будут в силу своей исключительной упертости и продолжат нагнетать обстановку сразу параллельно на двух фронтах. Не знаю, насколько удачно у них это получится, но будет интересно проследить, как будет реализован механизм, с точки зрения антибандеровского закона.
Армен Гаспарян: Интересно, как быстро попадут в польские черные списки Турчинов, Парубий и Аваков
Мне интересно, как быстро попадут в польские списки лидеры добрбатов, Турчинов, Парубий, Аваков и другие люди, которые ради торжества идеи "Организации украинских националистов" развязали войну в Донбассе. Если Польша попытается этот момент проигнорировать, вывод будет невероятно простой: Соединенные Штаты все-таки продавили определенные условия, когда вели разговор с Варшавой по этому поводу. Далеко не секрет, что уже через 15 минут после принятия этого закона было заявление Госдепартамента США, что "мы, конечно, понимаем вашу боль, но вы тоже должны учесть, что Украине тяжело, они ведут страшную войну с азиатской деспотией". Просто интересно понаблюдать, насколько поляки с этой точки зрения управляемы и готовы разменять собственную трагедию ради очередной какой-нибудь преференции от Госдепа».