Ближайший соратник Алексея Навального Леонид Волков объяснил, почему основателю ФБК нужно еще больше мелких гражданских пожертвований. Объяснения Волкова сводятся к тому, что блогер выбрал самый «честный и прозрачный способ» финансирования.
«C одним спонсором могут быть какие угодно закулисные договоренности, с миллионом частных доноров — никогда. Поэтому краудфандинг становится залогом прозрачности», — убеждает своих подписчиков Волков.
Объясняя «независимость» своего начальника, руководитель штабов Навального подчеркнул, что основатель ФБК «независим» потому, что он действует в «интересах множества простых людей», а не конкретных олигархов или бизнесменов.
«Если предвыборную кампанию политика спонсировал владелец завода, то политик окажется ему обязан. Он будет лоббировать выгодные этому олигарху решения, а если спонсорами были тысячи работников завода, то на первом плане будут их интересы», — заявил Волков в попытке намекнуть на «прозрачность и честность» своего компаньона. Однако подчиненный Навального лукавит.
Алексей Навальный определенно лоббирует интересы неизвестных спонсоров, заказывающих у него «расследования». Почти после каждого «разоблачения» на счета блогера поступают крупные гонорары, порой превышающие несколько миллионов рублей. Средства от анонимных источников приходят на биткойн-кошельки, которые Навальный обналичивает в заграничных поездках. Так, с 2018 по 2019 год блогер получил порядка 62 миллионов рублей в биткойнах.
Навальный и его коллеги оказывают платные услуги и в рамках избирательных кампаний. Для этого, в частности, используется проект «Умное голосование». Примечательно, что сам Волков и раскрыл его суть. В интервью телеканалу Deutsche Welle он рассказал, что в региональные штабы Навального уже обращались коммерсанты с просьбой включить их в списки «Умного голосования». Соратник блогера подтвердил, что в ФБК эти фискальные предложения «анализировали».
Стоит отметить, что так называемая «борьба с режимом» превращена Навальным в весьма прибыльный бизнес. Так, заказные «расследования» и лоббирование интересов анонимных спонсоров ежегодно приносят ему десятки миллионов рублей. При этом блогер не намерен отказываться от мелких пожертвований наивных адептов.