Головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» сегодня спустили на воду в Санкт-Петербурге. В торжественном мероприятии участвовали спикер Совфеда Валентина Матвиенко, полпред президента по Северо-Западному федеральному округу Владимир Булавин и гендиректор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Судно освятили, а затем разбили о корпус бутылку шампанского. «Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль. Семь футов под килем тебе, великая «Арктика»!» — сказала Матвиенко.
Размеры ледокола — 173 м в длину и 34 в ширину, а водоизмещение — 33,5 тысяч тонн. «Арктика» сможет преодолевать льды толщиной до 2,9 м, двигаясь при этом со скоростью до 2 узлов (3,7 км/ч). Главная его задача — проводка судов и караванов в западном районе Арктики, буксировка судов и плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, участие в спасательных операциях. «Арктика» будет обеспечивать проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ледокол введут в эксплуатацию в 2018 году.
Судно оснащено самой современной двухреакторной ядерной силовой установкой для надводных судов РИТМ-200. По контракту с ФГУП «Атомфлот», Балтийский завод построит еще два атомных ледокола проекта 22220 — «Сибирь» и «Урал» — со сроками ввода в эксплуатацию в 2019 и 2020 годах.
Спуск на воду «Арктики» стал важным этапом строительства в России новых атомоходов, которые необходимы для обеспечения лидерства РФ в освоении арктических территорий. По мнению специалистов, создание и развитие в СССР, а затем в России единственного в мире атомного ледокольного флота было необходимым и стратегически оправданным решением.
10 июня на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге спустили на воду военный ледокол нового поколения «Илья Муромец». Он предназначен для военно-морского флота РФ. Как сообщил гендиректор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков, ледокол сдадут до 25 декабря следующего года. Судно будут использовать для освоения полярных широт. По словам Бузакова, осенью на предприятии заложат новые корабли для Арктики.
«Илья Муромец» был заложен на верфях в апреле 2015 года. Он стал первым российским ледоколом, который может свободно двигаться как носом, так и кормой или бортом. Новое многофункциональное судно также оснащено современной энергетической установкой и может не только проводить корабли в ледовых условиях, но и выполнять функции буксира. Корпус «Ильи Муромца» может справиться со льдом толщиной один метр, а его скорость достигает 15 узлов. При этом дальность плавания, которая составляет около 5,6 тысяч км, значительно превышает общую протяженность Северного морского пути. Экипаж ледокола будет состоять из 35 человек.