Россияне в целом доверяют СМИ, говорится в исследовании фонда «Медиастандарт». В нашей стране нет региона, где уровень доверия к прессе был бы ниже 50%.
Наибольшее доверие к журналистам испытывают жители Крыма (78%), Севастополя (75%) и Ямало-Ненецкого автономного округа (73%). Меньше всего верят СМИ в Ингушетии, Тамбовской области и в Москве — по 58%.
Уровень доверия в 61 регионе выше к местным, чем к федеральным СМИ. Среди этих субъектов Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская и Воронежская области, Чечня, ЯНАО и ХМАО. Причем доверие к локальным медиа за год увеличилось на 2%, до 61%, а в городе на Неве — на 8%, до 69%.
Лишь в 19 регионах люди больше доверяют федералам, чем местным. Такая ситуация в Калмыкии, Тыве, Севастополе.
В 24 субъектах федерации граждане отметили довольно часто встречающуюся в СМИ ложную информацию или попытку навязать определенную точку зрения. От 71% до 86% опрошенных перепроверяют информацию, кажущуюся им недостоверной, в других источниках.
Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии:
«В условиях обилия информации вполне естественно, что россияне стараются найти наиболее достоверные ее источники и сверяют сообщения из разных СМИ. Новую информацию люди теперь все реже принимают на веру без доказательств. И для проверки новостей наши сограждане используют в основном те возможности, которые дает Интернет.
Местные СМИ, как правило, пользуются большим доверием и большей популярностью у жителей регионов, потому что они отражают ситуацию на месте, в регионе, и всегда более интересны читателям, слушателям, зрителям.
Игорь Шатров: Соцсети стали для россиян дополнительным СМИ и средством гражданской журналистики
Явлением нового времени, последних 5-7 лет, стал и такой факт, что пользователи теперь фактически всегда проверяют сведения из СМИ в социальных сетях. Даже если читатель или зритель получил новую информацию из нескольких каналов и вроде бы склонен ей довериться, тем не менее, как правило, он ее сверяет еще и с неофициальными источниками — соцсетями, с сообщениями своих френдов и других пользователей. То есть не из того Интернета, который мы считаем средством массовой информации, а из Интернета гражданского, в котором контент может создавать каждый.
Игорь Шатров: Россияне все реже принимают на веру новую информацию, стремясь получить доказательства
Так что социальные сети по большому счету стали способом уточнения информации, дополнительным СМИ, средством гражданской журналистики».