07 апреля 2017 - 13:36

В ночь с четверга на пятницу корабли ВМС США по приказу Дональда Трампа выпустили 59 ракет «Томагавк» по базе «Шайрат» — одному из аэродромов сирийских правительственных войск в провинции Хомс. По мнению американской стороны, якобы именно оттуда 4 апреля была осуществлена химическая атака в провинции Идлиб.

Сирийская оппозиция поприветствовала ракетный удар США по аэродрому правительственных войск в Хомсе, сообщает Al Jazeera. Представитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Наджиб Гадбан отметил, что это первые «хорошие шаги», однако НКОРС хотела бы, чтобы они переросли в масштабные действия, которые приведут «к транзиту власти» в Сирии.

Дональд Трамп объяснил удар по аэродрому в Сирии интересами американской нацбезопасности. В Кремле же считают, что атака на военную базу не приближает мир к конечной цели в борьбе с международным терроризмом, а наоборот создает серьезное препятствие для сотрудничества России и Америки в борьбе с этим злом. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков констатировал: «Шаг Вашингтона наносит существенный урон российско-американским отношениям, и без того находящимся в плачевном состоянии».

Удары по Сирии — это «агрессия против суверенного государства в нарушение норм международного права, причем под надуманным предлогом», подчеркнул представитель Кремля. Он напомнил, что у сирийского правительства нет химического оружия, а факт его уничтожения был подтвержден ОЗХО — специализированным подразделением ООН.

В российском МИДе заявили, что после ударов США по правительственной авиабазе в Сирии Москва приостанавливает действие заключенного с Вашингтоном меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии.

«Для любого специалиста понятно, что решение о нанесении ударов было принято в Вашингтоне до событий в Идлибе, которые были просто использованы как предлог для демонстрации силы», — подчеркнули в ведомстве.

По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, действия США в Сирии напоминают ситуацию 2003 года, когда США и Великобритания со своими некоторыми союзниками вторглись в Ирак без согласия Совета безопасности, грубо нарушив международное право. Москва сделает свои выводы о том, как изменятся отношения с Вашингтоном в свете произошедшего, подчеркнул дипломат. Министр считает, что удары по Сирии выгодны тем, кто хочет сорвать переговоры в Астане и Женеве, а также сменить власть в Дамаске с помощью силы.

Как отметил в интервью «Антимайдану» военный эксперт Виктор Баранец, никто в мире сейчас не способен предсказать военные последствия удара США по сирийской авиабазе, поскольку это действие Вашингтона спутало все военно-политические карты на Ближнем Востоке.

Николай Стариков, писатель, сопредседатель движения «Антимайдан»:

«В дипломатической ситуации американцы повышают ставки. Очевидно, что Вашингтон демонстративно плюет на международное право: без каких-либо оснований он нанес удар по суверенному государству. Нравится американцам руководитель этой страны или нет — это не их дело. Фотографии, которые демонстрируют представители США в Совете безопасности ООН, не могут быть оправданием удара по какому-либо государству.

С таким же успехом и по этой же логике 1 сентября 1939 года Гитлер мог потрясти какими-нибудь снимками замученных якобы поляками немецких детей. И что, он получил бы право напасть на Польшу? Конечно, нет.

США продолжают политику хаоса, политику войны. Нам нужно быть очень осторожными в этой ситуации».

Борис Межуев, политолог:

«Ракетный удар США по сирийской авиабазе — безусловно, акт агрессии. Сомневаюсь в том, что Трамп не находится под давлением очень разных сторон, реально контролирует ситуацию и способен остановить военную операцию в случае договоренности с Москвой. Главная опасность в том, что сейчас может развернуться полномасштабная военная операция. Особенно с учетом заявления нашего МИДа о прекращении меморандума о совместном контроле над полетами. Все это может привести к непосредственному военному столкновению России и США на Ближнем Востоке.

Было понятно, что внутриполитическая нестабильность в США, которая уже три месяца как развивается полным ходом, в конечном счете просто выплеснется вовне. Этот накопившийся под котлом пар должен был выйти наружу, и для американского президента самым легким вариантом решения политических проблем было нанести удар по внешнему противнику. Честно говоря, была надежда, что этим внешним противником окажется Северная Корея, потому что это в данном случае наши интересы затрагивает в меньшей степени. Но, к сожалению, все-таки оказалась Сирия.

В Америке немало политиков абсолютно неадекватных, типа Джона Маккейна, которые упорно направляют президента туда, куда он и пошел. Теперь будем надеяться, что Вашингтону хватит ума остановиться и ограничиться этим демонстративным ударом, не пойти дальше.

Но у меня нет уверенности в том, что Трамп остановится и скажет: "Ребята, давайте этим ограничимся, условно говоря, пошлем госсекретаря договариваться в Москву", — а военные после падения авторитета американского президента будут принимать во внимание его слова и приказы. Вряд ли они откажутся проводить военную операцию, коли палец уже на гашетке и приказ о нанесении удара был сделан.

Человечество явно не находится теперь в безопасности, и это цена нестабильности в Америке. Остается надеяться, что процесс быстро уйдет в дипломатическое русло и дипломаты как-то договорятся. Но стопроцентной уверенности в этом нет, думаю, ни у кого. Может быть, у Тиллерсона и Трампа субъективно есть такая заинтересованность. Но самая серьезная сила сейчас в Америке — это армия.

Глава Пентагона Джеймс Мэттис был утвержден сенатом, он пользуется полной поддержкой всех людей типа Маккейна, которые в нем видят правильного генерала с правильно ориентированными, то есть антироссийскими мозгами. И он диктует Трампу. Он сказал — нанесем удар "Томагавками", и Трамп, видимо, подумав, решил согласиться. Вряд ли Мэттис заинтересован, чтобы на этом все и кончилось. У меня нет ощущения, что он понимает политическую цену таких действий. А ощущение быстрой победы заслоняет разум. Мол, Обама колебался, не мог решиться на удар, а мы вот решились, мы крутые.

К сожалению, эта идея там господствует, а авторитета Тиллерсона и самого Трампа недостаточно для того, чтобы сейчас серьезно спорить с военными. Не сумели они за эти три месяца поставить себя в настолько хорошее положение, чтобы продемонстрировать свою политическую волю и показать военным, что задача ограничивалась одним ударом. Что им надо слушать Совет безопасности, а также Россию и другие страны, которые сейчас, несомненно, будут обеспокоены развитием этих событий. На каком-то этапе все это может привести как минимум к Карибскому кризису.

Российский президент абсолютно прав. США не могут сойти с пути, который в советские годы назывался империализмом. Америка по-прежнему готова уничтожать все нелояльные режимы один за другим, даже не думая, что существуют другие цивилизационные центры силы, имеющие свои собственные интересы, с которыми необходимо считаться. Разговоры о многополярности остаются разговорами, а желание быстро подстроить мир под себя все так же доминирует.

Вынужден признать — я предполагал, что мы еще оценим позитивно осторожность Барака Обамы, который не решался на шаги, подобные недавнему американскому ракетному удару».