Необходимо переосмыслить российское избирательное законодательство. Об этом заявила глава ЦИК Элла Памфилова, выступая на молодежном юридическом форуме «ЮрВолга». По ее словам, в закон был внесен ряд поправок, которые зачастую принимали хаотично. В результате появились внутренние противоречия, добавила председатель Центризбиркома.
«Накопилось очень много правовых норм, которые внутри не связаны единой логикой, которые противоречат друг другу часто. Назрела необходимость переосмысления нынешнего законодательства, приведения его к единой логике, то есть (нужна) выработка статей, которые бы четко отвечали запросам сегодняшнего дня и завтрашнего, и выстроить четкую, внятную правовую базу», — цитирует Памфилову «РИА Новости».
Она упомянула о муниципальном фильтре, который вызывает много споров.
«По фильтру у меня нет окончательного какого-то рецепта, я не хочу этого делать и навязывать свою позицию. В чем я безусловно уверена — что корректировать эту норму обязательно надо, это говорит весь опыт кампании, которая сейчас проходит», — сказала Памфилова. Остается открытым вопрос о том, насколько глубоко нужно реформировать этот фильтр. Сейчас ЦИК собирает предложения, а в конце сентября обсудит ситуацию с экспертами, представителями различных партий и другими заинтересованными сторонами.
10 сентября в 82 субъектах России пройдут выборные кампании разных уровней, включая глав регионов. А в марте следующего года будет избираться президент страны.
Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии:
«Одно из направлений работы Эллы Памфиловой на посту председателя ЦИК — мониторинг законодательной практики избирательного законодательства. Она активно собирала мнения в регионах, проводила глубокий анализ текущей ситуации и выявила действительно очень серьезные проблемы, которые не были учтены законодателями.
В частности, в нынешнем избирательном цикле серьезно обсуждались вопросы муниципального фильтра. Задуманный как инструмент для отсева политических авантюристов, он часто вольно или невольно используется представителями правящей партии как инструмент для отсева неугодных, а фактически — оппозиции.
Это можно было предвидеть, но расчет делался на то, что появление муниципального фильтра спровоцирует партии на работу на муниципальном уровне, создание организаций, активную работу с населением. Следствием этого должно было стать избрание депутатов от различных партий в муниципалитеты и получение таким образом партиями инструмента для влияния уже на выборы губернатора.
Но эта задача оказалась невыполнимой или, по крайней мере, на данный момент, она не исполнена. А вот как фильтр против оппозиции, как мы видим по информации, поступающей с мест в ЦИК, муниципальный фильтр явно используется.
Игорь Шатров: Избирательное законодательство нуждается в снижении или отмене муниципального фильтра
Сейчас он установлен федеральным законодательством на уровне 5-10%, то есть от 5% до 10% муниципальных депутатов должны поддержать кандидата в губернаторы. Один из необходимых элементов модернизации избирательного законодательства — или снижение обязательного процента при прохождении муниципального фильтра, или полная его отмена как инструмента, не показавшего себя эффективным. Это, наверное, самая важная проблема, которая вызывает много вопросов у оппозиции во время подготовки к предстоящим выборам губернаторов.
Но нужны и другие изменения, которые позволят демократизировать избирательное законодательство. Например, возможность запретить самовыдвижение кандидатов в губернаторы сейчас отдана на откуп регионам. Там, где кандидаты от партии власти не уверены в том, что пройдут на выборах, местные законодатели региональными законами часто запрещают самовыдвижение.
Избирательное законодательство должно постоянно модернизироваться и изменяться по ситуации, потому что развивается не только экономика, но и правосознание в обществе. Действующее законодательство было рассчитано на более низкий уровень правосознания граждан. Условно говоря, законодатели заранее решали некоторые вопросы, не будучи уверенными в том, что избиратели сумеют сделать нормальный выбор. Но правовое сознание граждан выросло, и можно уже им позволить принимать эти решения самостоятельно. Думаю, в словах Памфиловой кроется желание изменить законодательство о выборах именно в этом направлении».