02 февраля 2018 - 14:52

Согласно опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ), прийти на избирательные участки 18 марта и проголосовать собираются 79% граждан России. 55% ответили, что «совершенно точно» примут участие в выборах президента, 14% — «вероятнее всего», 10% — «скорее примут, чем нет». Не собираются никому отдавать свои голоса 16%. Еще 6% пока не определились. 

Днем ранее результаты аналогичного опроса опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По его данным, голосовать готовы 71% избирателей. Этот показатель за полтора месяца вырос на 8%. Каждый десятый ответил, что скорее всего придет. 3% не будут отдавать свои голоса, а не определились 11% респондентов.

До 10 февраля ЦИК объявит окончательный список кандидатов в президенты. Это произойдет после проверки предоставленных подписных листов. Пока претендентами остаются восемь человек: самовыдвиженец Владимир Путин, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, представитель КПРФ Павел Грудинин, Борис Титов от «Партии роста», Ксения Собчак от «Гражданской инициативы», Сергей Бабурин от «Российского общенародного союза», лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин и кандидат от «Яблока» Григорий Явлинский.

Игорь Борисов, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель совета Российского общественного института избирательного права:

«С той организационной работой, которую проводит Центризбирком, направленной на удобство голосования и возможность избирателей принять в нем участие, явка будет выше, чем на предыдущих выборах. Я думаю, что настрой и потенциал российских избирателей сейчас такой, что явка в марте будет более 70%. Я не исключаю, но мое мнение может быть субъективным, что цифры, которые сегодня дают социологи, не учитывают все особенности голосования и могут быть излишне оптимистичны. Хотя хотелось бы в них верить. Дело в том, что у нас достаточно низкая явка за рубежом, она всегда находится на уровне, менее чем 1/3. А у нас проживает за границей почти 2 миллиона избирателей, и это только те, кто встал на консульский учет. Понятно, что уже этим мы опускаем процент явки. 

Российская избирательная система, хотя она к этому и стремится, не сможет объективно дотянуться до каждого избирателя, который находится в труднодоступном, удаленном месте. И социологи до него не дотягиваются. Он может быть и хочет проголосовать, но проблемно добраться до участка — не позволяют погодные условия, к примеру. Этого социология не учитывает. Хотелось бы верить, что мы выйдем на эту явку, о которой говорят исследователи, и она будет достаточно высокой. Потому что сегодня есть понимание и поддержка определенного направления развития России, и каждый избиратель подходит глубоко осознано к своему выбору, не так, как это было в 90-е годы, когда только пал железный занавес. 

Да и Алексей Навальный своими призывами бойкотировать выборы тоже повышает явку. Я сомневаюсь, что у него есть ядро, которое пойдет за ним до конца жизни. У коммунистов есть такое электоральное ядро, у либеральных демократов тоже есть, а у Навального вряд ли. Просто людям интересны флешмобы, которые он проводит. И он привлекает к выборам внимание даже тех, кто никогда ими не интересовался. И это тоже приводит к повышению явки. Люди узнают, что будут проведены выборы, что это главные выборы в стране. На них ставят все, в том числе и структуры, которые работают вместе с Навальным».

Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии: 

«У Алексея Навального есть небольшой ядерный электорат, который находится в пределах статистической погрешности от 0 до 1,5% избирателей. И только на них могут те или иные призывы блогера действовать. Все же остальные избиратели ориентируются на своих потенциальных кандидатов, которые всячески настраивают их на участие в выборах и приход на избирательные участки. Мы можем наблюдать действительно возрастающий интерес к выборам, который связан с окончанием сдачи подписей кандидатами в президенты в ЦИК и с переходом кампании в самую активную фазу. Ближе к выборам он будет еще выше. 

Каждый выступающий в роли кандидата работает со своим электоратом и именно он заинтересован в том, чтобы его избиратели пришли на выборы. Поэтому оппозиционные Владимиру Путину кандидаты стараются повысить явку в этой избирательной кампании. Можно прогнозировать еще более высокую явку, чем сейчас об этом говорят социологи».