В российских регионах массово закрываются так называемые штабы Навального. Об этом в конце минувшей недели заявили координаторы представительств блогера во Владимире, в Йошкар-Оле, Тольятти, Липецке, Белгороде и других городах.
«К сожалению, липецкий штаб закрывается», «У нас важные и грустные новости: штаб Навального в Йошкар-Оле закрывается 31 марта», «Друзья, наш штаб проработал 11 месяцев и 10 дней», «В конце концов, а кто, если не мы с вами, продолжит бороться с авторитарным режимом Путина и победит его рано или поздно?», «30 марта, в 19:00 мы проводим прощальную вечеринку», «Физически штаб Навального во Владимире закрывается, однако штаб как идея продолжает жить — потому что остаемся мы», «Штаб Алексея Навального в Тольятти закрыт. Это были классные восемь месяцев» —подобные сообщения были опубликованы в официальных группах региональных навальнистов в соцсетях.
Здесь стоит напомнить, что в январе Мещанский суд Москвы ликвидировал фонд «Пятое время года», через который шло финансирование деятельности региональных «штабов» Навального. В этой организации были официально трудоустроены сотрудники офисов кандидата-самозванца. В фонд также поступали гражданские пожертвования. В работе НКО, которой руководил ближайший соратник Навального Леонид Волков, были обнаружены явные признаки мошенничества. Например, на счета «Пятого времени года» поступило на 100 млн рублей меньше, чем это было заявлено. Во всех финансовых махинациях комбинаторов еще предстоит разбираться правоохранительным органам и следствию.
«Штабы» Навального были открыты в прошлом году в рамках шельмовской «предвыборной кампании» блогера, объявившего себя кандидатом в президенты. Теперь все эти офисы закрываются. Тем не менее, Навальный все еще продолжает собирать деньги со своих сторонников. На условную «борьбу с режимом». К выборам Алексея не допустили, «забастовка избирателей» провалилась, а нового протестного бренда аферисты еще не придумали. Поэтому пока в ФБК вновь призывают присылать деньги на «расследования». Тут ничего нового.
Вероятно, у Навального нет планов по развитию общероссийского движения активистов. Он не способен превратить его в стабильную политическую структуру. Очевидно, что интерес общественности и СМИ к нему упал. Как быть дальше? Скорее всего, именно такой вопрос вертелся у него в голове, когда в пятницу он поднимался на борт самолета, улетающего во Франкфурт. Уже в воздухе он глядел в иллюминатор, на плече у несостоявшегося кандидата в президенты засыпала его супруга. Тревожные мысли Навального постепенно заглушались заветной мантрой всех прозападных «борцов с режимом»: «Заграница нам поможет». Закрытые «штабы» и обманутые активисты остались где-то позади. Впереди у безработного блогера посиделки в немецких пивных и встречи с европейскими кураторами.