Владимир Путин 3 декабря в полдень выступит с ежегодным посланием Федеральному собранию. Последние недели в СМИ, по традиции, идет активное обсуждение того, чему будет посвящена речь президента.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко допустила, что одной из тем послания станут выборы в Госдуму, которые пройдут в следующем сентябре. Она назвала это выступление главы государства одним из основных ожидаемых внутриполитических событий в России, в связи с чем, по ее словам, Путин остановится на основных приоритетах внутренней и внешней политики.
«Безусловно, учитывая, что следующий год — это год выборов в Государственную Думу, это тоже важнейшее политическое событие для всей страны. Наверное, и эта тема будет как-то отражена», — сказал Матвиенко.
Журналисты обратились с вопросом и к спикеру нижней палаты — Сергею Нарышкину. Он считает, что в послании будет затронута тема борьбы с международным терроризмом при участии РФ. Он отметил, что речь президента будет сбалансирована, а вообще предложил сотрудникам СМИ не гадать «о темах, которых, конечно, будет много».
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков в свою очередь сообщил, что тема госбезопасности не будет ключевой. Он отказался раскрывать детали выступления, пояснив, что в Кремле нет подобной практики.
Редакция «Антимайдана» собрала мнения ряда экспертов. Политологи, писатели и журналисты ответили нам, чего они ожидают от речи президента в этот раз:
Николай Стариков, российский общественный и политический деятель, публицист, сопредседатель движения «Антимайдан»:
«Послание Федеральному собранию — это всегда целеполагание для государства со стороны национального лидера, пользующегося несомненным авторитетом в народе. И так было каждый раз. Я думаю, что в усложнившейся международной обстановке наш президент должен четко сформулировать цели, которые Россия преследует во внешней политике, и не менее четко обозначить цели нашей внутренней политики».
Эдуард Лимонов, писатель, публицист:
«Послание Федеральному собранию — это официальщина. На самом деле, политика идет своим чередом. Сейчас у нас очень яркая, сочная внешняя политика — с ней все ясно. Совершенно понятен внешний курс, по которому идет страна. Хорошо бы, чтобы во внутренней политике тоже наступила такая ясность. Я особенно не заморачиваюсь с посланием, а обычно обо всем догадываюсь сам».
Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»:
«Я ожидаю от послания президента магистрального направления, которое обозначит, куда мы будем двигаться дальше в нынешней непростой военно-политической ситуации. Я абсолютно уверен, что мы – великая держава, у нас сильный президент, достойный лидер нашей страны. Думаю, что те ориентиры, которые будут заданы в послании Федеральному собранию, наметят путь на дальнейшее развитие России как суверенного, мощного государства, от которого во многом зависит ход мировой истории».
Максим Кононенко, журналист:
«Я ожидаю от послания конкретных действий с экономикой. Я жду их уже целый год. В прошлый раз Владимир Владимирович сказал, что надо подождать два года. Один год прошел. Я хочу узнать, есть ли какой-то новый план. Будем ждать еще год, или уже пора что-то менять?».
Олег Матвейчев, публицист, политтехнолог:
«Понятно, что будет какая-то международная часть, связанная с определенной мобилизацией. Будет оценка международной ситуации. Во-вторых, будет часть, посвященная мобилизационным вещам в нашей экономике. То есть определенные моменты, связанные с улучшенным планированием, улучшенным администрированием, причем на современном уровне. В частности, борьба с теневой экономикой важна, так как у нас 40% рынка — это некий черный сектор, который налогов не платит и так далее. И в такой ситуации имеет смысл эти резервы подтянуть, чтобы эти деньги пополняли наш бюджет. Плюс, какие-то возможные варианты будут предложены по поискам дополнительных источников финансирования. Будут затронуты еще раз темы деофшоризации и облигаций государственного внутреннего займа.
Поскольку у нас будущий год выборный, то как-то прозвучит тема выборов, которые должны будут пройти в условиях некоего народного единства, безо всяких дестабилизаций. С одной стороны, это обеспечение конкурентности выборов, их прозрачности и легитимности. И с другой — предостережение политических сил о том, чтобы они не пользовались выборами как возможностью "раскачивания лодки".
Но это всего лишь предположения, которые, на мой взгляд, были бы логичными. Но поскольку мы все знаем, что президент сам пишет и редактирует послание, то загадывать тяжело».
Кирилл Бенедиктов, политолог:
«Я думаю, основной упор послания будет сделан на борьбе с террористической угрозой, которая становится поистине глобальной. Вероятнее всего, президент затронет проблему, связанную с национальной безопасностью. Кроме того, он наверняка будет говорить и о внутриполитической ситуации. Потому что, в то время как наша внешняя политика представляется совершенно блестящей не только нам, но и нашим недоброжелателям, о внутренней политике такого сказать нельзя. К ней много вопросов».
Аркадий Мамонтов, журналист, телеведущий:
«Я надеюсь, что наш президент скажет о том, что наша страна вступила в особый период, и теперь экономику надо развивать по-другому. Нужно отходить от либеральной монетарной модели, больше уповать на внутренние резервы — развивать промышленность, IT-технологии. Больше средств вкладывать в социальную сферу. Образование, здравоохранение и оборона — три кита, на которых стоит страна.
Что касается международной стороны, жду объективного, взвешенного и твердого послания странам, которые сейчас конфликтуют с Россией, о том, что у нас есть своя позиция, мы твердо на ней стоим и собираемся и дальше отстаивать свои интересы. При любых обстоятельствах. Надеюсь, что это не будет послание «судного дня», как говорят американцы. Хотя мы сейчас в шаге от большого конфликта».
Анатолий Вассерман, публицист, политолог:
«Я не ожидаю никаких сенсаций. Как показал уже довольно обширный опыт, в этих посланиях не столько провозглашается что-то новое и неожиданное, сколько суммируются уже накопленные сведения и решения. Понятно, что будет затронута - и очень жестко - нынешняя конфронтация с Турцией. Также детально будет рассмотрено положение страны в свете антироссийских по форме и антиевропейских по содержанию санкций. Вряд ли мы услышим что-то такое, что не могли бы предсказать специалисты».