Новость мировых СМИ о том, что Россия за несколько часов до начала военного переворота в Турции, возможно, предупредила президента Эрдогана о готовящемся путче, вызвала целый ряд критических комментариев некоторых экспертов. Суть сводилась к тому, что не нужно было помогать человеку, который являлся косвенным виновником гибели российского летчика. Допустим на минуту, что действительно Эрдоган был предупрежден. Логика действий России в этом случае настолько очевидна, что не нуждается в дополнительном объяснении. Однако число неодобрительных оценок события показало: иной раз нужно напоминать обстоятельства. Без них понять целостную картину у многих не получается.
Прежде всего, у германской разведки еще в 2012 году появились серьезные опасения, что Турция планирует создать ядерное оружие. Эксперты даже допускали, что, возможно, Анкара вообще уже находится на последнем этапе реализации. Ведь с 1982 по 1988 годы там активно работали в этом направлении. Вывод европейских аналитиков был прост: вполне достаточно иметь одно нестабильное ядерное государство — это, разумеется, Иран. Поэтому турецкая идея обмануть мировое сообщество обречена на провал. Дипломатическим путем до Анкары донесли, что даже иметь план создания ядерного оружия, не то что его реализовывать — недопустимо, и в случае чего санкции последуют незамедлительно.
Хорошо, если в Турции этот аргумент услышали. А если нет? Если допустить, что разработка ядерного оружия ведется. Эрдоган по крайней мере политик, с ним можно на определенном этапе договариваться. Но кто даст гарантию, что в результате путча военных к власти не придет религиозный экстремист? Какова тогда будет судьба ядерного проекта? Это первое.
Второе. Политика — это искусство жертвования тактическими результатами ради стратегических. У истории взаимоотношений России и Турции был уже подобный прецедент. В 1921 году заключили Московский договор. Он активно критиковался современниками. И было за что подвергать обструкции и участников переговорного процесса, и некоторые пункты. Тут не поспоришь. Но стратегически тогда он был необходим. Например в части выработки международного статуса Черного моря.
Третье. Нет, я не про морально-этические нормы, принятые в цивилизованном обществе. Организаторы мятежа не скрывали, что на этот шаг их толкнула политика примирения Эрдогана с Россией. Почти все высокопоставленные военные Турции в разные годы проходили стажировку и обучение в США. Поэтому их основная цель — во всем следовать в фарватере политики Белого дома, что автоматически означает осложнение в стратегически важном для России регионе. Речь даже не про положение союзника по ОДКБ Армении, а о нашем Крыме.
И последнее, хотя можно было бы в принципе ограничиться одним лишь этим пунктом: Владимир Путин многократно говорил, что Россия всегда неукоснительно соблюдает принципы международного права и выступает против вооруженных переворотов. Вероятно, именно исходя из этого, ряд СМИ и опубликовал громкую новость о предупреждении Эрдогана. Потому что подобная логика действительно лежит в сфере проводимой Россией внешней политики.
Армен Гаспарян