15 ноября 2016 - 11:32

Экс-посол США в России Майкл Макфол подозревает, что в ситуации с задержанием за взятку главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева есть политическая составляющая.

«Шок. Он (Улюкаев — прим. ред.) считается одним из либералов в правительстве. Бывший друг Гайдара. Звучит, как политика», — написал американский дипломат в своем микроблоге в Twitter.

Министр был задержан в ночь на вторник с поличным при получении взятки в размере 2 миллионов долларов. По версии Следственного комитета, Улюкаев угрожал руководству «Роснефти», требуя крупную сумму денег за положительную оценку сделки по покупке компанией 50,08% акций «Башнефти». Сама сделка у следствия вопросов не вызывает.

Как сообщил пресс-секретарь российского президента, Владимир Путин был с самого начала в курсе операции спецслужб по задержанию министра. По словам Дмитрия Пескова, обвинения против Улюкаева выдвинуты очень серьезные, и вердикт по ним может вынести только суд.

Владимир Путин и глава правительства Дмитрий Медведев обсудили ситуацию, подтвердив, что необходимо провести тщательное расследование деятельности министра.

Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах, ФСБ разрабатывала дело Улюкаева больше года. По некоторым данным, силовики прослушивали телефоны министра и его окружения.

«Роснефть» в октябре приобрела 50,0755% акций «Башнефти» за почти 330 миллиардов рублей. Выступая 12 октября на инвестиционном форуме «Россия зовет», президент Владимир Путин отметил, что был «немного удивлен» решением правительства о присвоении положительной оценки сделке «Роснефти». При этом президент напомнил, что «это действительно позиция правительства Российской Федерации, прежде всего его финансово-экономического блока».

Олег Матвейчев, публицист, политтехнолог:

«Задержание главы Минэкономразвития обычная силовая операция, которая еще раз свидетельствует о том, что в России ведется действенная борьба с коррупцией, и ранги министров или губернаторов в ней не играют роли. Макфол заподозрил в этом событии политические мотивы, мол, Улюкаев либерал.

Но в российских спецслужбах работают люди, которые не отличают либеральные взгляды от социалистических, анархистских или монархических. У них мозг не под это заточен. Силовики работают автономно от политиков, в рамках своих инструкций и законов об оперативно-розыскной деятельности.

Арест министра противоречит мифу о том, что в нашей стране силовые структуры подчинены политике. Этот миф пытаются насаждать всевозможные воры. Как ни поймают какого-нибудь жулика, он каждый раз говорит, что все дело в политическом заказе.

В регионах РФ губернаторы не имеют права звонить судьям и силовикам и ставить им какие-то задачи. И на федеральном уровне ни один из сотрудников, например, администрации президента, даже ее замглавы, не имеет права звонить ни в одну из силовых структур и ставить какие-то задачи, политические и любые. Задачу может поставить только глава АП, и то не в смысле этого посадить, а этого отпустить, а на уровне усиления борьбы с коррупцией.

Таким образом, глава президентской администрации здесь выступает диспетчером. Скажем, если поступил сигнал из ФСБ, глава АП передает этот сигнал полиции. Или президент страны поставил такую-то задачу, и руководитель его аппарата сообщает силовикам — довожу до вас, что есть такая-то задача.

А Макфол — абсолютно неадекватный человек. Это показывают все его ошибки, сделанные и во время работы послом в России, и со ставками на Клинтон. Человек живет в другой реальности, с настоящей жизнью вообще не дружит. Отсюда можно сделать вывод, что если такой человек, как Макфол, что-то говорит, то в жизни, скорее всего,  дело обстоит с точностью до наоборот».