Опубликовано исследование под названием «Рейтинг законотворцев», из которого следует, что темпы и объемы законотворчества в Госдуме снизились. Ранее они оценивались экспертами как одни из самых высоких в мире. Меньше стало и инициатив, внесенных депутатами — их доля сократилась с 50% до 40% от числа всех предложенных законопроектов. Документов, возвращаемых парламентариям из-за некачественной проработки и процедурных нарушений, также стало в 2,5 раза меньше.
«Доля принятых законопроектов уменьшилась на треть, несмотря на то, что Госдума впервые за одну сессию рассматривала сразу две волны законопроектов о бюджетном процессе», — сообщается в пресс-релизе.
За два с половиной рабочих месяца Госдумы VII созыва свои законопроекты внесли сто парламентариев (22% депутатского корпуса). Это в 2,5-3 раза ниже показателей предыдущих сессий, отмечают исследователи. По их оценке, 10,5% от числа всех депутатских законопроектов, внесенных в период первой сессии Госдумы, посвящены вопросам повышения качества власти и законотворчества, а также развитию парламентского контроля.
Эксперты наблюдают в новом составе Госдумы расширение практики консенсусного одобрения законопроектов: если документ принимается, то в его поддержку чаще всего голосует большинство представителей разных фракций.
«В ходе первых чтений по принятым законопроектам показатель консенсусного голосования осенью удержался на прежнем уровне — около 62%. В ходе вторых чтений консолидированная поддержка законопроектов фракциями теперь встречается вдвое чаще, чем перед выборами. 55,5% принятых законопроектов одобрены всеми фракциями против 26% весной 2016 года (раньше показатель обычно находился около отметки 40%)», — добавляют авторы документа.
По их мнению, эта тенденция объясняется принятыми в Госдуме нового созыва решениями, которые учитывают интересы оппозиции и обеспечивают всем фракциям более широкие возможности участия в парламентских дискуссиях.
Наибольшее количество совместных с другими фракциями, членами Совфеда или региональными парламентами законопроектов в думе VII созыва вносит «Единая Россия», констатируют аналитики. Фракция «Справедливая Россия» лидирует по активности самостоятельной работы — эсеры внесли больше всего «однопартийных» законопроектов. От них немного отстали депутаты ЛДПР, однако темп их законотворческой работы к концу первой сессии нарастает. Согласно рейтингу, активность коммунистов снизилась. Представители КПРФ внесли в Госдуму после выборов сравнительно немного новых программно-идеологических законопроектов.
«Рейтинг законотворцев» — регулярное исследование количественных и содержательных параметров работы Госдумы по итогам каждой парламентской сессии, проводится с 2014 года.
Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии:
«Приведенные в исследовании факты дают надежду на то, что законотворческая деятельность парламентариев становится более качественной.
Мы не раз с тревогой отмечали ту небрежность, с которой прежние депутаты Госдумы относились к законотворческой деятельности. Законы нередко переписывались сразу же после их принятия, причем кардинальным образом. Мало того, в них допускались серьезные ошибки. Стало просто традицией, что при рассмотрении проектов, направленных на развитие промышленного сектора или на решение социальных вопросов, из поля зрения депутатов выпадают целые отрасли, направления, важные сегменты.
Игорь Шатров: Госдума VII созыва пишет меньше новых законов, детальнее прорабатывая правовое поле РФ
Если сейчас законов вносится меньше, а их проработка стала качественнее — это свидетельствует о том, что нижняя палата парламента работает более профессионально, чем прежние созывы Госдумы.
С другой стороны, уменьшение темпов и объемов нормотворчества может говорить и о том, что законодательное пространство России более обеспечено законами, более регламентировано, чем в первые думские созывы, когда приходилось создавать все законодательное поле заново, с нуля.
Игорь Шатров: Уменьшение числа законов при тщательной проработке говорит о профессионализме новой Госдумы
Думаю, что с каждым новым созывом все меньше нужно будет работать над количеством законов, а больше — над качеством, уже не закрывать ниши, а детальнее прописывать российское законодательство».