Президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому иностранные или международные НКО, признанные нежелательными, больше не имеют права создавать в России юридические лица или участвовать в них. Соответствующий документ опубликован на интернет-портале правовой информации. Поправки внесены в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Два года назад, в мае 2015 года, глава государства подписал закон о нежелательных организациях. Таковыми признаются те, чья деятельность на территории России угрожает безопасности страны и основам конституционного строя. Нынешняя редакция запрещает нежелательным НКО лишь формировать структурные подразделения. Новая норма заполнит этот «пробел» в законодательстве.
Закон вступит в силу спустя 10 дней после его публикации.
Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии:
«Новый закон восполняет пробел, возникший после принятия прежнего законодательного акта о возможности признания иностранной некоммерческой организации нежелательной на территории России.
Дело в том, что прежний закон запрещал этим организациям создавать в нашей стране структурные подразделения, но не возбранял создавать новые юридические лица. Это выглядело, конечно, весьма странно.
Тот же институт “Открытое общество”, известный как Фонд Сороса, деятельность которого запрещена на территории Российской Федерации, спокойно мог в качестве учредителя открыть новое юридическое лицо и назвать его, например, институт “Новое общество”.
Игорь Шатров: Уточнения в закон об НКО — не только запретительная, но и превентивная мера
Поэтому были приняты уточнения, которые вступят в силу через 10 дней после подписания. Этот инструмент на самом деле весьма эффективен, потому что он является не просто запретительной мерой, но еще и превентивной. Любая иностранная некоммерческая организация, действующая на территории РФ, теперь вынуждена сверять свои действия с российским законодательством в том смысле, чтобы не допускать угрозы конституционному строю страны.
Список таких НКО, как известно, не такой значительный, в него внесены самые одиозные организации. Думаю, что эти дополнительные уточнения закроют последнюю лазейку, которая еще оставалась и позволяла вести свою деятельность запрещенным на территории России структурам.
Игорь Шатров: Уточнения в закон об НКО закроют последнюю лазейку для запрещенных в России организаций
Такая практика, кстати, существует не только в РФ. Мы знаем, что деятельность того же института “Открытое общество” запрещена уже во многих странах. А сейчас вопросы о его работе стали возникать даже в европейских государствах, которые привыкли хвастаться своей демократией, — потому что стало видно, насколько разрушительна деятельность этого фонда.
В данном случае Россия оказалась в правовом смысле впереди некоторых стран и обратила внимание на то, что не всякая общественная работа, финансируемая из-за рубежа, может быть полезна и действует в интересах людей. Хозяева или организаторы подобных структур преследуют собственные цели, зачастую никак не связанные с правовым полем государства, на территории которого они работают. Поэтому в своей деятельности они могут допускать серьезное вмешательство — может быть, иногда даже и невольное — в жизнь других стран.
Для того чтобы подобного не случалось, в Российской Федерации и приняты такие ограничительные меры».