12 февраля 2018 - 11:52

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина проанализировал публичную политическую рекламу на первом этапе кампании по выборам президента России и представил в понедельник очередной доклад. По данным КГИ, материалы в основном присутствуют только в СМИ и социальных сетях, билборды в поддержку кандидатов стали появляться лишь в конце января, а немногие печатные агитматериалы этого периода одинаковы для всей страны и не учитывают региональную составляющую. Агитационную кампанию кандидаты могут начать непосредственно с момента выдвижения, кроме агитации в СМИ, которая стартует за 28 дней до выборов — 17 февраля.

«Во-первых, обращает внимание почти полное отсутствие публичной политической рекламы на первом этапе кампании… Посвященные выборам материалы де-факто присутствуют только в СМИ как часть освещения ими избирательной кампании и на политизированных интернет-ресурсах, а также в социальных сетях. При этом доминирует, как обычно, косвенная агитация под видом освещения профессиональной деятельности кандидата», — сказал эксперт комитета Александр Кынев

Агитационных печатных материалов штабы кандидатов, по наблюдениям экспертов, фактически не выпускали, «даже в ходе сбора подписей кандидаты не распространяли материалы о себе, что является уникальным случаем». По словам Кынева, почти отсутствует и наружная политическая реклама.

Например, лишь в конце января появились немногочисленные рекламные щиты в поддержку Владимира Путина с лозунгом кампании — он же представлен и на сайте кандидата. В намного меньшем объеме, по оценке эксперта, присутствуют рекламные конструкции в поддержку Павла Грудинина (от КПРФ). В докладе говорится, что только в начале февраля появились редкие билборды с агитацией за Бориса Титова («Партия Роста») и Владимира Жириновского (ЛДПР), во втором случае — без какого-либо лозунга, с фамилией кандидата и названием партии в традиционной для ЛДПР желто-синей цветовой гамме.

Печатные материалы — буклеты, брошюры и листовки — на начало февраля полностью отсутствуют даже в штабах общественной поддержки Путина, в очень ограниченном объеме имеются в штабах КПРФ и Грудинина, выяснил эксперт КГИ.

Он уточнил, что в кампании Ксении Собчак («Гражданская инициатива») на ее сайте и в ходе поездок по стране используется единый визуальный стиль, но этого нельзя сказать про оформление ее региональных штабов. Наглядной агитации других кандидатов — Григория Явлинского («Яблоко»), Максима Сурайкина («Коммунисты России») и Сергея Бабурина («Российский общенародный союз») — эксперту КГИ «вообще ни в одном из регионов обнаружить не удалось».  

В комитете обратили внимание и на отсутствие даже в немногих выпущенных агитационных материалах региональной составляющей.

«У всех кандидатов — единые материалы на всю страну, без привязки к проблемам конкретной территории. Отдельные заявления кандидатов, даже напротив, носят "антирегиональный" характер», — указывает эксперт.

В качестве такого примера в докладе упоминается заявление Грудинина перед поездкой в Екатеринбург о том, чтобы закрыть Ельцин Центр и «передать его детям». Вместе с тем для Свердловской области фигура земляка — первого президента России — является символической, отмечают в КГИ, а сам центр Ельцина «стал для региона настоящим подарком» и сейчас — один из главных туристических объектов города. 

Региональные штабы кандидатов в президенты чаще действуют на базе отделений партий, исключением стали публичные штабы Владимира Путина, которые выполняют скорее представительскую, чем организационную функцию, и штабы Ксении Собчак, чаще связанные с сетью движения «Открытая Россия» и как раз выполняющие организационные задачи в рамках ее кампании, отметили в комитете.

Выборы президента России пройдут 18 марта. ЦИК в минувший четверг завершил регистрацию кандидатов. На этот пост претендуют восемь человек: Бабурин, Грудинин, Жириновский, Путин, Собчак, Сурайкин, Титов, Явлинский. Именно в таком — алфавитном — порядке их фамилии будут расположены в избирательном бюллетене.