Адвокат, член Общественной палаты РФ Шота Горгадзе одержал победу в суде по делу о клевете в отношении его доверительницы со стороны Ольги Гусевой.
«Сегодня Королевский городской суд удовлетворил наш иск против сотрудницы “штаба Навального”, Ольги Гусевой. Суд взыскал с ответчика 50 тыс. рублей и признал порочащими и не соответствующими действительности сведения, распространенные в ролике: “Беглов. Анатомия рисования подписей”», — написал Горгадзе в Facebook.
Напомним, будучи замглавы штаба Навального в Петербурге, Гусева обвинила сотрудников администрации Выборгского района в фальсификации подписей в поддержку Александра Беглова. В одном из эпизодов очередного «расследования» Гусева заявила, что замдиректора гимназии № 61 Елена Орлова якобы постаралась «заблокировать выход из администрации, а затем пыталась украсть камеру». Однако на видео был изображен совсем другой человек. После выхода ролика педагогу на почту, которая указана на сайте гимназии, начали приходить электронные письма с обвинениями и угрозами. Преподавательница обратилась за помощью к Горгадзе в июле.
В настоящее время Гусева чаще появляется в Москве, чем в петербургском офисе навальнистов. Судя по записям в ее социальных сетях, девушку теперь больше заботят «проблемы москвичей» и заседания Мосгордумы.
Навального и его подчиненных неоднократно уличали в распространении клеветы и недостоверной информации. Основатель ФБК и его сотрудники регулярно выступают в роли ответчиков по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации. За нанесение морального вреда с Навального и его приближенных суды взыскали сотни тысяч рублей.
Бывший директор ФБК Роман Рубанов вот уже почти год скрывается за границей. В феврале он был объявлен в РФ в федеральный розыск. Уголовное дело возбудили из-за злостного уклонения от исполнения судебного решения. В мае 2017 года Люблинский суд полностью удовлетворил иск предпринимателя Алишера Усманова к ФБК. Поводом для обращения стали публикации, порочащие честь и достоинство, а также клевета в отношении бизнесмена, которую распространяли Навальный и его подопечные. Суд обязал ответчиков удалить порочащие сведения и опубликовать опровержение в течение 10 дней с момента вступления решения в силу. Однако в ФБК исполнять судебное предписание не стали.
Авторов «сенсационных разоблачений» уличали во лжи не только в суде. Делали это и журналисты, и политики, и общественные активисты. В августе 2016 года главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов раскритиковал «расследование» о бывшем заместителе премьер-министра РФ Игоре Шувалове. Он обнаружил, что в материалах были опубликованы ложные сведения о декларации чиновника.
Журналист Олег Лурье в 2015 году выявил подлог в расследовании Георгия Албурова. Сотрудник ФБК утверждал, что дочь министра обороны Сергея Шойгу владеет неким «дворцом» и гектарами земли в Подмосковье. Была даже предоставлена выписка из кадастрового реестра с указанием номера участка, якобы принадлежащего Ксении Шойгу. Лурье решил проверить подлинность документов, представленных в «разоблачении». Проверка показала, что Албуров соврал. Дом и земля принадлежат совершенно другому человеку.
По достоинству оценить работу Навального и Ко смогли и за рубежом. Так, весной 2016 года швейцарские следователи, проверяя данные ФБК о членах семьи генпрокурора РФ, пришли к выводу о том, что представленные обвинения в отношении Артема Чайки беспочвенны. «Никаких конкретных фактов, которые бы подтверждали деятельность, связанную с отмыванием денег, выявлено не было», — написано в извещении прокуратуры Швейцарии, направленном блогеру и его соратникам.
Очевидно, к искам о клевете и распространении недостоверной информации Навальный и его свита уже привыкла. Однако сейчас в отношении ФБК, который Минюст РФ признал иностранным агентом, расследуется уголовное дело об отмывании денег. Речь идет о легализации миллиарда рублей. По версии следствия, участники преступной схемы с помощью банкоматов внесли суммы на расчетные счета нескольких банков, а затем перевели в ФБК, «осуществив финансирование деятельности указанной некоммерческой организации, завершив тем самым совместные преступные действия по их легализации». Кроме этого, сотрудников ФБК также подозревают в неуплате налогов.