Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что не планирует уходить со своего поста. «Когда с моей же подачи запущены серьезные долгосрочные шаги, нацеленные на оздоровление всей системы, <это> было бы малодушием», — отметила она в развернутом интервью изданию РБК.
«Чем глубже погружаюсь в избирательную систему, тем больше убеждаюсь в том, что хорошо продуманные системные преобразования требуют и сил, и времени, если иметь в виду долгосрочную перспективу, а не сиюминутный эффект. ЦИК не имеет права увольнять или назначать председателей даже региональных избирательных комиссий, не говоря уже о формировании территориальных и участковых. Кадровые вопросы — это сложный договорный процесс, достижение компромиссов с региональными руководителями, законодателями, партиями и коллегами по ЦИК, которые также делегированы разными партиями и имеют подчас разные точки зрения», — пояснила Памфилова.
По ее словам, самое трудное — искоренять финансовую, партийную, административную зависимость членов комиссий, менять привычные модели поведения, а также избавляться от общественной лени и равнодушия граждан к избирательным процессам.
Главный критерий того, справляется ли председатель ЦИК со своей работой, — это доверие людей к результатам выборов, подчеркнула чиновник.
«Здесь в первую очередь важна политическая составляющая, которая выходит далеко за рамки полномочий и возможностей ЦИК. Но мы пытаемся, анализируя то, с чем сталкиваемся, посылать соответствующие сигналы и предложения наверх. Наша позиция максимально активна: никто не заставлял нас проводить научно-практическую конференцию, без конца встречаться с партиями, собирать все наболевшие проблемы, формировать предложения, идти к президенту, убеждать, что все избирательное законодательство требует серьезного переосмысления. Можно было спокойно, мол, не наше дело, ограничиться исключительно функцией исполнения законов и не более того, поскольку ЦИК даже не обладает правом законодательной инициативы», — рассказала глава Центризбиркома.
На вопрос о намеренном снижении явки перед сентябрьскими выборами в некоторых регионах, в том числе и в Москве, Памфилова ответила: «Явка меня тоже волнует, но гораздо больше меня волнует то, чтобы эту явку не "натягивали" искусственно: принуждением, вбросами или фальсификациями. Людей надо убеждать, а не принуждать. И самое главное — избирательные комиссии должны адекватно и точно представлять в отчетах реальную явку, какая бы она ни была».
Упоминания некоторых СМИ о якобы «установке Кремля» в виде 70/70 (явка/результат) на предстоящих президентских выборах она назвала домыслами. «Мне об этом никто не говорил, да и попробовал бы кто-то из высокопоставленных чиновников даже намекнуть на нечто подобное! И за моей спиной это тоже не пройдет: опыта уже поднабралась, чтобы вовремя бить по рукам желающим оказывать начальству медвежьи услуги. Я хорошо знаю решительный настрой президента на честные выборы, поскольку именно у него и ни у кого другого возникла идея предложить эту должность мне, человеку, который не связан ни с какими группами влияния, не зависит от них и никому ничем не обязан», — заверила чиновник.
Председатель Центризбиркома сообщила, что ведомство внимательно наблюдает за подготовкой выборов в Москве, хоть они и не относятся к сфере прямой компетенции ЦИКа. «Пока жалоб и обращений мало, комиссии практически всех зарегистрировали, есть новации, расширяющие возможности кандидатов при проведении агитации среди населения. Поэтому ни о какой "сушке" явки речи не идет. Посмотрим, что будет дальше», — подытожила Памфилова.
Она признала, что в некоторых регионах муниципальный фильтр сложно пройти без поддержки «Единой России», и отметила необходимость изменений. По ее словам, партии при сборе подписей вынуждены пользоваться политической благотворительностью ЕР. «Хорошо, что большинство депутатов от "Единой России" подписываются за претендентов от других партий, понимая негативные последствия безальтернативных выборов. Но это порождает вкусовщину, произвол и избирательный подход», — сказала Элла Памфилова. Изменить эту ситуацию, по ее мнению, можно радикально, умеренно или косметически: «Например, можно существенно снизить фильтр до 1–2%, можно предложить, чтобы каждый депутат мог подписываться за нескольких кандидатов, можно предложить кандидатам на выбор или подписи депутатов собирать, или подписи избирателей, или вносить залог».
Говоря о Евгении Ройзмане, Памфилова отметила, что сожалеет о его неучастии в предстоящих выборах, но он сам преждевременно «сошел с дистанции», несмотря на имевшийся шанс пройти сквозь фильтр. «Его обобщающее утверждение о том, что фильтр в принципе невозможно преодолеть, не соответствует фактам. В 16 регионах, где будут проходить прямые выборы первых лиц, из 105 выдвинувшихся кандидатов от 24 партий 75 кандидатов от 14 партий были зарегистрированы, а это свыше 70%. Априори заявлять, что Ройзману все перекрыли, было некорректно, поскольку в 70 муниципальных образованиях из 73 в Свердловской области осталось несколько сотен невостребованных подписей депутатов. И никакого блокирующего пакета в 18 сельских поселениях тоже не удалось обнаружить. По сбору подписей возникло тоже много вопросов, и его малоубедительный снимок 24 подписных листов вызывает их еще больше», — утверждает глава Центризбиркома.
Она напомнила, что Ройзман выдвинул свою кандидатуру с опозданием и с очевидными для ЦИК и Минюста нарушениями. Он единственный из всех кандидатов не открыл избирательный счет. «Мы пытались помочь ему рекомендациями, чтобы быстро все исправить, благо времени было достаточно. Но в ответ получили оскорбительное и безосновательное заявление партии "Яблоко" в мой адрес», — рассказала Элла Памфилова.
«С трудом могу себе представить брутального господина Ройзмана, высокопоставленного чиновника, государева человека — руководителя крупного города, обладающего определенным административным ресурсом, — этакой слабенькой жертвой, затравленной режимом», — отметила она.
По словам Памфиловой, намечается популярная у ряда политиков тенденция: с прицелом на будущие выборы они пытаются «максимально раскрутиться в текущих избирательных кампаниях на образах жертв, преследуемых режимом, который их якобы страшно боится, прилагают все возможные усилия, чтобы их, не дай бог, не зарегистрировали».
Касаясь темы поправок Клишаса — Широкова, чиновник подчеркнула, что были внесены только самые актуальные поправки, «правовая косметика», и нельзя все менять кардинально и в спешке. «Многие новшества апробируем на сентябрьских региональных выборах, после чего, возможно, могут быть внесены определенные коррективы в законы», — добавила она.
Основная работа по полному анализу всего избирательного законодательства, практике его правоприменения, формированию долгосрочной правовой стратегии и систематизации избирательных законов уже ведется в созданной по поручению президента рабочей группе, отметила глава ЦИК. Там в ближайшее время будут обсуждаться такие вопросы: нужен ли избирательный кодекс, как пересматривать фильтр, какова должна быть политическая реклама в межвыборный период, целесообразен ли перенос единого дня голосования, возможно ли возвращение на выборы общественного контроля и другие.
Мнение о том, что новый способ голосования без открепительных удостоверений не исключит «карусели», Памфилова назвала стереотипом, идущим от незнания и поверхностного представления о новых предложенных механизмах голосования, «или от сознательного желания любой ценой дискредитировать выборы».
По ее словам, категория голосующих, избавленная от необходимости брать открепительные по месту жительства, «может быть весьма многочисленной, поскольку в стране много людей, живущих или работающих совсем не там, где постоянно прописаны». Те же, у кого обстоятельства изменятся в последние четыре дня до выборов, не смогут проголосовать у себя на участке, но смогут там получить с высокой степенью защиты специальное заявление с маркой, обладающей уникальным номером, и проголосовать на другом участке, рассказала Элла Памфилова.
«Все участки, где сможет голосовать эта малочисленная группа, заранее будут обнародованы ЦИК, чтобы наблюдатели "накрыли" их своим присутствием в первую очередь и с особой тщательностью могли проконтролировать весь процесс», — пояснила она.
Среди мер, призванных предотвратить даже мелкие нарушения, глава ЦИК назвала видеокамеры, в том числе в территориальных избирательных комиссиях, обнародование дополнительных данных, специальные группы контроля от партий, следящих за вводом протоколов в систему ГАС «Выборы», применение QR-кодов, то есть машиночитаемых протоколов, увеличение в два раза комплексов обработки избирательных бюллетеней и расширение возможностей наблюдателей.
«Пожалуйста, приходите, контролируйте, чтобы удостовериться в том, что процесс идет без нарушений. Тем более что у аккредитованных СМИ тоже есть полная возможность наблюдения от и до», — призвала Памфилова.
Она отметила, что для привлечения молодежи к выборам ЦИК предполагает сделать мобильные приложения, которые будут показывать, как легче найти свой участок. «Но заниматься всякого рода глупостями, дешевыми завлекалочками в виде покемонов точно не собираемся», — добавила чиновник.
Памфилова отметила, что предполагаемое участие в президентских выборах Жириновского, Зюганова и Явлинского в целом позитивно скажется на выборах «и особенно для избирателей, которые, несомненно, есть у этих уважаемых политиков». «И Геннадий Андреевич, и Григорий Алексеевич обладают ярко выраженной индивидуальностью и имеют программы, которые основаны на тех принципах, которым они следуют уже много лет», — пояснила она.
Памфилова рассказала, что могло бы помочь Алексею Навальному зарегистрироваться на предстоящие президентские выборы: «Чудо первое: представим, что он написал кассационную жалобу, соответствующая судебная инстанция вдруг отменяет действующие приговоры, и все его судимости снимаются. В этом случае он мог бы пойти на выборы. Но, по-моему, он жалобу так и не написал. Чудо второе: срочно вносятся некие изменения в федеральные законы о выборах, которые позволили бы ему участвовать в выборах при наличии судимостей. Но поскольку вероятность подобных гипотетических чудес ничтожно мала, я не вижу способа, позволяющего его зарегистрировать».
Она отметила, что те, кто подводит под блогера серьезные ресурсы, нацелены на 2024 год, и для них регистрация Навального сейчас была бы крайне невыгодна.
Элла Памфилова в 1991–1993 годах занимала должность министра социальной защиты в правительствах Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина, а в течение следующих шести лет работала депутатом Госдумы. Она пыталась добиться принятия законопроекта об отмене депутатской неприкосновенности, участвовала в создании законопроекта о мерах по урегулированию кризиса в Чечне, который отклонил Борис Ельцин. Также выдвигалась на президентских выборах 2000 года от движения «За гражданское достоинство», в 2002–2010 годах возглавляла Комиссию и Совет по правам человека при президенте. В 2014 году Памфилова стала уполномоченным по правам человека, а в 2016 году заняла пост главы ЦИК.