Реджеп Эрдоган одержал победу на выборах президента Турции. За него проголосовали 52,55% граждан. Такие данные обнародовала Высшая избирательная комиссия страны после подсчета 99% бюллетеней. По словам председателя ведомства Сади Гювена, Эрдоган набрал «абсолютное большинство голосов». Его ближайший конкурент Мухаррем Индже от оппозиционной Народно-республиканской партии получает 30,8% голосов избирателей. Явка на выборах составила 87,9%.
По итогам досрочных парламентских выборов, в Великое национальное собрание Турции прошли Партия справедливости и развития и Партия националистического движения, образовавшие блок «Народный альянс». В турецком парламенте также будут представлены Народно-республиканская партия, «Хорошая партия» и Партия демократии народов. Все эти объединения преодолели 10-процентный барьер.
Накануне вечером Эрдоган выступил с обращением к гражданам. Он поблагодарил турецкий народ за оказанное ему доверие и назвал итоги голосования «победой демократии».
«Наш народ доверил мне роль президента страны, а парламентское большинство — "Народному альянсу". Явка на выборах была очень высокой, близкой к 90%. Я надеюсь, что никто не посмеет усомниться в выборной системе Турции и результатах голосования», — заявил лидер страны в эфире национального телевидения.
В ходе своего выступления президент Турции также пообещал активно бороться с международным терроризмом и усиливать позиции Анкары на мировой арене.
Президент России Владимир Путин сегодня направил официальное поздравление турецкому лидеру. По сообщению пресс-службы Кремля, глава государства в своей телеграмме подтвердил готовность к продолжению развития отношений между Москвой и Анкарой.
«Президент России подтвердил готовность к продолжению содержательного диалога, тесной совместной работы по двусторонней, региональной и международной повестке дня, подчеркнув, что это, несомненно, отвечает коренным интересам народов России и Турции, идет в русле обеспечения мира, стабильности и безопасности на евразийском континенте», — говорится в сообщении кремлевской пресс-службы.
Владимир Аватков, тюрколог, директор Центра востоковедных исследований МО и публичной дипломатии:
«То, что Эрдоган одержит победу, было ожидаемо. Он набрал 52,5% голосов. Более половины населения Турции его поддерживает и выражает готовность следовать проводимой им политике, направленной на борьбу с внешним влиянием внутри республики, ослабление отношений с Западом и укрепление связей с Востоком, югом, Россией, продолжением операций в Иране и Сирии.
У жителей страны Эрдоган ассоциируется с заступником, с защитником нации от всех внешних и внутренних угроз. Он сумел сформировать имидж лидера нации, который готов и достоин править до 2023 года включительно, когда, кстати, Турецкой республике исполнится 100 лет.
Особую роль здесь сыграло то, что Эрдоган сумел переформатировать существующую в стране систему власти. Армия при нынешнем лидере перестала быть активным субъектом политики, связанным с США. До Эрдогана она была гарантом, во-первых, светскости, а во-вторых, невозможности трансформации режима, отхода его от прозападной ориентации. Сейчас турецкая армия выполняет классические функции.
При этом нужно учитывать, что Эрдоган будет продолжать уделять большое внимание военно-промышленному комплексу и созданию собственных типов и видов вооружений. Эту ситуацию как и в целом укрепление президентской власти и придание ей больших полномочий можно и нужно использовать в интересах России.
Нельзя говорить о том, что Турция является постоянным и надежным союзником России, а Эрдоган — легкий переговорщик. Анкара преследует собственные цели и, кроме этого, не откажется от своих неоосманских устремлений. Тем не менее намного проще взаимодействовать со страной, которая действует, исходя из своих интересов, за которой не нужно постоянно искать руку Соединенных Штатов Америки и пытаться предугадать их позицию по тому или иному вопросу.
Очевидно, что победа Реджепа Эрдогана на президентских выборах — позитивный для Москвы фактор. Однако это и своего рода вызов. Мы достигли достаточно высокого уровня в экономической сфере, улучшаются отношения в вопросах безопасности. Но теперь необходимо переходить к идейному фактору, в котором пока что позиции наших стран далеки друг от друга».