«Открытую Россию» Михаила Ходорковского просят внести в список нежелательных НКО. Обращение в Совет Федерации с таким предложением направил экс-сенатор от Брянской области Михаил Марченко. Его, как и многих, возмутило то, что Ходорковский сравнил Россию с ИГ (организация запрещена в РФ) и усомнился в том, на чьей стороне воюют российские ВКС.
Позже Ходорковский развил свою мысль в статье на сайте «Открытой России».
Подобные заявления и стали причиной обращения в Совет Федерации РФ. «Если мы действительно, не декларативно хотим показать, что в России есть нежелательные организации, которые ведут антироссийскую пропаганду на нашей территории, оскорбляя своими заявлениями не только руководство страны, но и всех граждан РФ, то в ряду этих организаций должна быть «Открытая Россия», — приводят слова Михаила Марченко «Известия». Особое внимание сенаторов Марченко предлагает обратить на следующее заявление Ходорковского: «На чьей стороне на самом деле находится российская власть, заявляющая, что в Сирии она ведет борьбу с ИГИЛ? Ответ совсем не очевиден». В ближайшее время сенаторы рассмотрят просьбу Марченко.
Проект «Открытая Россия» был запущен приближенными Ходорковского в 2001 году. Вместе с «Открытой Россией» тогда был создан и фонд «OpenRussiaFoundation». В его совет директоров тогда вошли Михаил Ходорковский, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и, по слухам, барон Джейкоб Ротшильд. Через эти фонды в Россию переводились деньги на осуществление политической деятельности. Такое положение дел сохранялось до ареста Ходорковского. Тогда же Басманный суд Москвы наложил арест и на все счета «Открытой России».
Сразу после своего освобождения Михаил Ходорковский реанимировал проект «Открытая Россия». Об этом он заявил, находясь в Берлине. По словам экс-главы «ЮКОСа», новая «Открытая Россия» призвана «помочь консолидироваться той, к сожалению, не очень большой части российского общества, которая разделяет европейские ценности». О тех же «европейских ценностях», которые так необходимы России, Ходорковский говорил и на киевском майдане, наглядно изучая опыт госпереворота.
Подконтрольный Ходорковскому фонд даже не постеснялся пригласить в Россию одного из идеологов-координаторов Еромайдана — Мустафу Найема. Но украинскому депутату не удалось выступить в Санкт-Петербурге: активисты движения «Антимайдан» этого не допустили.
Михаил Ходорковский и его «Открытая Россия» выступают с антигосударственных позиций, распространяя материалы, порочащие российскую власть и силовые структуры. Тем не менее, в заявлениях бывшего олигарха нет ничего удивительного. Он, как и многие внесистемные оппозиционеры, вместе с отдельными СМИ попросту отрабатывает очередной антироссийский тренд. На сей раз повестка связана с активными действиями российских ВКС в Сирии. Только вот ресурсом Ходорковский обладает гораздо большим, нежели другие его единомышленники. Так, например, на прошлой неделе в Лондоне он со своими приспешниками решал, как распределить средства, полученные от начавшегося ареста российского имущества за рубежом. Деньги должны пойти «на борьбу с режимом», разумеется. Также очевидно, что самые крупные суммы достанутся сотрудникам «Открытой России». Учитывая подобные обстоятельства и пропагандистскую деятельность организации, вполне вероятно, что в ближайшее время «Открытую Россию» признают нежелательной в РФ.
В начале июля этого года Совет Федерации по инициативе комитета по международным делам составил список нежелательных НКО, в который было включено 12 организаций. В конце октября сенаторы с участием представителей ведомств в закрытом от СМИ режиме вновь обсудили свою работу над списком. В декабре будут объявлены результаты работы над расширением списка. Скорее всего, список будет пополнен и фондом Михаила Ходорковского.