22 июня 2017 - 13:45

Конгрессмены намерены потратить средства налогоплательщиков, граждан США, на финансирование работы специального подразделения американского Госдепартамента, который должен заняться борьбой с коррупцией в России. На это ориентирован появившийся в недрах американского парламента законопроект H.R. 2820 — Fight Russian Corruption Act.

Любопытно, что власти Соединенных Штатов делают такой шаг на фоне недавнего опроса Texas Tribune Poll, проведенного Техасским университетом, согласно которому американцы поставили коррупцию политической элиты США в пятерку самых больших проблем своей страны. При этом в масштабах государства, а не штата, ее назвали проблемой №1. О том, что это так, говорили и более ранние социологические исследования. В такой ситуации возникает вопрос: а почему власти США лезут в дела других стран, когда сами погрязли в коррупции?

Президент России Владимир Путин 14 марта этого года, выступая на заседании Генеральной прокуратуры России, заявил: «Некоторые страны, претендующие на глобальное лидерство, а если быть более точным, то претендующие на глобальное господство, начали внедрять практику создания так называемых антикоррупционных комитетов — параллельных органов власти, которые чаще всего используются не для того, для чего они созданы, а с целью манипуляции во внутриполитической сфере. Россия, разумеется, никогда ничего не позволит создать у себя, но в некоторых странах такие структуры уже созданы, в восточноевропейских». 

Между тем, нечто подобное в отношении России пытается учинить американский Госдеп. Также обращает на себя внимание, что активизировал свою «антикоррупционную» работу ЦУР («Центр управления расследованиями») Михаила Ходорковского, так называемый Антикоррупционный центр партии «Яблоко» и другие. Но насколько они вправе вести деятельность, которая является прерогативой спецслужб? Этот вопрос остается открытым, учитывая то, о какой реальной опасности для суверенитета России может идти речь, если кто-то — в России или за ее пределами — может попытаться де-факто заняться тем, чем занимаются только правоохранительные органы? Ведь далее это будет означать, что эти «расследовательские» структуры будут делать вид, будто они «конкурируют» с силовыми органами. А это в свою очередь может привести к попыткам тихой дискредитации в глазах общественности тех органов, которые по долгу службы в ежедневном режиме занимаются расследованием коррупционных проявлений в России и привлечением виновных к установленной отечественным законодательством ответственности.

К чему ведет вмешательство Госдепа США в дела других государств, видно на примере Украины. Существовала ли коррупция как явление на Украине при Викторе Януковиче? Конечно, да. Как преступление этот вид криминала существует в любой стране мира. Но американские НПО, а также работавшие на них СМИ Украины смогли убедить заметную часть населения этой страны, что такое безусловное зло как коррупция была на Украине какой-то бескрайней. Идеологически обработав таким образом украинцев, команда Барака Обамы срежиссировала государственный переворот на Украине, установив там проамериканский режим Петра Порошенко.

Не соглашусь с мнением, что Петр Порошенко «надоел» властям США, которые стремятся привнести в экономику Украины положительные реформы и хотят научить элиту этой страны борьбе с коррупцией. Такие слова звучали 20 июня на встрече Петра Порошенко с вице-президентом Майком Пенсом: что, мол, нужны Украине реформы и нужно продвижение в борьбе с коррупцией. А разве не конкретные лица в политической элите США, например, бывший вице-президент США Джозеф Байден, объявивший о намерении идти в американские президенты на следующих выборах, не занимались «крышеванием» разрастания коррупции на Украине при Петре Порошенко? Бизнес на Украине в большинстве своем, сравнивая, что есть сейчас в их стране и что было при Януковиче, приходит к неутешительному выводу: коррупция и поборы в этой сфере лишь выросли.

Может показаться, будто все дело в том, что под соусом борьбы с коррупцией к власти на Украине пришел Петр Порошенко, который теперь не совсем устраивает власти США, и на него они смотрят искоса? Ну, встреча Петра Порошенко в американском Белом доме показала, что с таким президентом там все же готовы работать. 

И вообще, та же команда Барака Обамы хорошо смогла внушить в мире многим, что, мол, вопрос с Украиной — это вопрос столкновения геополитических интересов США и России, а также вопрос установления настоящей демократии в соседнем с Россией государстве. А в реальности что? В реальности куски собственности Украины раздаются доверенным людям из-за океана. И представить, что некоторые политические деятели из США улетают из Украины с неплохим состоянием, весьма несложно. И если об этом не слышно, так, во-первых, есть контролируемый американскими спецслужбами ряд офшорных юрисдикций, а во-вторых, некоторые политики из-за океана могут не брезговать брать просто наличными деньгами.

Но почему молчат суды в США? Очевидно, их независимость от политической элиты США — это миф, который упорно распространяется по всему миру вместе с киношной продукцией Голливуда. Это понятно, что никакой реальной оппозиции в США нет, а власть устроена по принципу диктатуры. Владимир Путин 20 июня на встрече с членами Общественной палаты России привел пример судьбы движения «Оккупай Уолл-стрит»: «Где оно? ФБР порвало все в клочья — там никого не осталось. И это сделано так тихо, как будто в кислоте растворили. Раз — и все исчезло». При этом, сравнивая ситуацию с протестами в России, глава государства подчеркнул, что у нас «все посвободней».

Как известно, 20 июня американские власти в очередной раз расширили санкции в отношении ряда физических и юридических лиц России. Как прокомментировал этот шаг глава МИД РФ Сергей Лавров, «сделано это было на ровном месте». «Не могу ничего выразить, кроме сожалений, по поводу этой русофобской одержимости наших американских коллег. Она уже переходит все грани», — добавил он. 

Но за оберткой санкций прослеживается конфета американских экономических интересов. Реформы на Украине, о которых говорят в Вашингтоне, — это возможность для нужных людей в американской политической элите набить там карманы. Типична реакция Вашингтона на события в Катаре: сначала США обрушивались на политиков этой страны, но после того, как в Дохе подмахнули контракт на покупку у американцев самолетов F-15 на 12 миллиардов долларов, Вашингтон стал отдавать сигнал, чтобы Саудовская Аравия восстановила отношения с Катаром. Риторический вопрос: а был ли откат, и кто его получил за океаном?

Контракт туда, контракт сюда, а часть денег — в карман. Такова логика американской внешней политики, которая скрывается за громкими словами о том, каковы же геополитические интересы США. И о каких замечательных реформах на Украине в Госдепе США пекутся так же, как о борьбе с коррупцией в других странах?

Разоблачение коррупции в США становится самым действенным способом для обеспечения стабильности в мире: исследования, которые заставят замолчать горячие головы в американском Госдепе, а также позволят выиграть идеологически у Вашингтона в ситуации, когда суды в США не способны дотянуться до ключевых фигурантов местной коррупции.

И факты уже есть. Бывший госсекретарь Джон Керри, будучи ответственным за американскую внешнюю политику, декларировал, что нужно уменьшать офшоризацию в мире. Это не мешало его семье хранить средства на как минимум одиннадцати офшорных счетах. Кроме того, оказалось, что дочь главы Госдепа США, Ванесса Керри, являлась руководителем одной из американских неправительственных организаций, которая была зарегистрирована прямо в отцовском доме в Бостоне. Эта НПО получила — из того, что можно обнаружить, — 9 миллионов долларов прямо из Госдепа США без всякого конкурса. Другой видный участник одной из предыдущих администраций, вице-президент Джозеф Байден, за свою долгую карьеру в США сумел найти общий язык с тогдашним юристом Бараком Обамой, когда речь шла о якобы просто лоббировании интересов некоторых американских компаний. Одним из типичных эпизодов такого «лоббирования» уже при президенте Обаме стало то, что в 2010 году брат Джо Байдена, Джеймс, вошел в состав одной из строительных компаний в США. Эта организация в итоге получила подряд от американского государства на сумму в 1,5 миллиарда долларов на возведение домов в Ираке. И это не единственный эпизод «лоббизма».

Даже эти факты наглядно демонстрируют, что реальный смысл внешнеполитической активности элиты США заключался далеко не в том, чтобы заниматься отстаиванием геополитических интересов США и «прав и свобод» граждан других стран. Вся эта демагогия Госдепа США, когда навешиваются ярлыки типа «полицейское государство», — искусное средство для обмана политиков и общественности в других странах, призванное скрыть реальные и весьма конкретные денежные интересы представителей политической элиты США — той элиты, которую Дональд Трамп назвал «вашингтонским болотом» и которая стремится показать ему, кто в доме хозяин.

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при президенте РФ