Использование методов культурного воздействия является одним из важнейших компонентов большой информационной войны, направленной на оказание управляемого социально-психологического воздействия на общественное мнение и отдельно взятого гражданина страны-мишени с целью изменения психологических характеристик в желаемом для воздействующей стороны направлении (взглядов, мнений, мировосприятия, ценностных ориентиров, умонастроений, стереотипов поведения и т.д.). «Это когда вы думаете, что свободны, а в это самое время вами манипулируют и диктуют вам, о чем думать и что думать». Манипулирование общественным мнением и поведением народных масс — главная цель культурно-информационного воздействия.
В современном обществе до сих пор нет единства мнений в отношении определения термина «культура». Так как культура представляет собой многогранное явление, включающее в себя почти все сферы человеческой жизни. Культура — это система координат, определяющая духовный потенциал общества, в котором одним из ключевых параметров является умение хранить историческую память, чтить наследие предков. Именно от культуры зависит способность общества к регенерации и преумножению своего потенциала. Высокий уровень культуры населения, готового перенимать и продолжать лучшие традиции предков, творить новое во благо Отечества, является индикатором здоровья и единства общества. Каждый отдельно взятый индивид внутри общества является носителем культурного наследия. Именно культура — это фундамент для любого общества и залог его успешного развития, единства и стойкости от внутренних и внешних вызовов и угроз.
Для того чтобы изменить культурную матрицу и поведенческие модели народа применяется весь спектр методов психологической войны. Воздействуют на широкие общественные массы, постепенно осуществляют перекодировку традиций, социальных норм, моральных и нравственных ценностей.
Психологические война — это форма коллективного «промывания мозгов» с целью внушения населению государства-мишени факта несостоятельности их нации и самого государства. Оружие психологической войны нацелено на изменение культурной и политической идентичности народов. Полем сражения становится не геополитическое, а ментальное пространство, в котором существует человек.
К методам культурно-образовательного воздействия на страну-мишень относятся:
— воздействие на культурный код нации;
— фрагментация единого общества на небольшие группы с узким кругом интересов;
— фальсификация и искажение истории;
— воспитание новых элит, лояльных стране-агрессору.
Для успешной реализации культурной агрессии необходима системная работа во всех сферах и областях культуры и образования.
Методы культурного воздействия включают в себя вмешательство иностранных НКО в систему образования и медиасреду. Происходит массированное распространение информации о другой (чужой) культуре и ее привлекательности.
В настоящий момент Россия находится в состоянии информационной войны, которая является частью гибридной хаосовойны. Коллективный Запад ведет массированное наступление в зарубежных СМИ, социальных сетях и блогосфере. Однако информационная война носит тактический характер, в то время как к стратегическим целям западных оппонентов относятся
— работа в области системы образования;
— проникновение в российскую культуру выгодных для Запада идей и ценностей;
— создание нужных стереотипов в массовой культуре.
В недавнем прошлом наше государство стало жертвой культурной агрессии. Воздействие на Советский Союз изнутри сначала оказывали члены диссидентского движения, однако начиная с 1986 года к этому процессу стала причастна сама государственная машина агитации и пропаганды, которая привела к «брожению» умов в народе. В современной России в силу отсутствия государственной идеологии и неэффективности защитных механизмов от активной пропаганды западного образа жизни, ценностей и идей, происходит постепенная «вестернизация» российского общества. Этому способствуют культурные продукты из сферы музыки и кинематографа, а также интернет-технологии, которые стали самым эффективным коммуникационным каналом и инструментом культурного воздействия «развитого Запада» на «отсталую Россию».
Одним из самых ярких исторических примеров культурной агрессии является Южная Корея, в которой с середины ХХ века был полностью изменен культурный код нации. Благодаря активной работе культурных «миссионеров» из США народ Южной Кореи стал носителем исключительно западных идеалов и ценностей. Это наглядное последствие культурно-нравственной интервенции в историческом масштабе.
К сожалению, идентичные процессы были запущены за последние 25 лет в Восточной Европе, на пространстве СНГ и в самой России. Целые страны и народы в массовом порядке заражаются вирусом русофобии. Это происходит посредством ревизии и переписывания истории. Во многих бывших странах социалистического блока, на Украине и в Прибалтике, созданы тематические музеи, посвященные так называемой советской оккупации, а официальные представители этих государств весьма своеобразно трактуют многие исторические события, связанные со Второй мировой войной и участием в ней Советского Союза как страны — победителя фашизма.
Необходимо провести анализ инструментов многоуровневого мягкосилового воздействия на Россию как на главный оплот противодействия деструктивным политическим технологиям и проектам глобальной социальной инженерии, потому что государство, отказавшееся от своих исторических корней, традиций и ценностей, становится крайне уязвимым объектом для реализации технологий «цветных революций».
Инструментами реализации глобальных политтехнологий, обеспечивающих в том числе давление на Россию, в условиях современных международных реалий стали весьма одиозные и неприемлемые для здравомыслящего человека — носителя традиционной ментальности проекты, по сути, являющиеся элементами технологии расчеловечивания, культурно-цивилизационного перекодирования, где явное отклонение выдается за норму с главной целью — управление обществами и глобальным мироустройством. Развивая «прозрения» Патрика Джозефа Бьюкенена можно констатировать успешно реализуемую в США и странах Евросоюза технологию под условным названием «власть меньшинств», диктующих обществу новые «ценности», модели и стандарты поведения.
Одним из академических концептуальных обоснований такой политики можно считать либеральную концепцию канадского политического философа Чарльза Тейлора, который в своем эссе «Политика признания» первым затронул вопрос о политике признания, понимая под этим не только «официальное признание существования того или иного меньшинства в рамках государства, но и признание прав этого меньшинства, влекущее справедливое и равноправное его включение в социальную, культурную и политическую жизнь страны, то есть полноценное гражданство». С его точки зрения, «потребность в признании жизненно необходима, поскольку представляет собой один из аспектов развития современного субъекта, включающий не только требования равенства, но и гарантии самовыражения». Лишь «взаимное уважение групп субъектов дает основу их моральным требованиям взаимного признания прав друг друга на культурную самобытность». Иными словами, «требования равенства предшествуют и являются основой обеспечения права на свободу культурного самовыражения».
Один из наиболее ярких проектов по культурно-цивилизационному перекодированию, который используют как инструмент для внешнеполитического давления на Россию, — это активная легализация и узаконивание однополых браков, усыновление детей однополыми парами, возводимое в ипостась естественной формы человеческого бытия.
В этом контексте в декабре 2011 года Барак Обама объявил о том, что одной из приоритетных задач внешнеполитического курса Вашингтона становится борьба за права сексуальных меньшинств за рубежом. Легализация однополых браков стала отдельным вектором внутренней и внешней политики США и стран Евросоюза. Именно поэтому российский закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних вызвал шквал критики на Западе, где он автоматически получил трактовку через призму «нарушения прав человека», обретя форму оружия внешнеполитического давления.
С начала 70-х годов специализированные институты в США работали над изменением культурно-нравственных ориентиров населения стран Западной Европы. Акцентирование внимания населения к указанной проблеме дало свои плоды. Был создан культурно-информационный феномен, который несколько позже стал одним из основных инструментов для успешной реализации целей и задач внешней политики Соединенных Штатов Америки. На фоне текущей информационно-культурной агрессии против России западные визави не могли не использовать тему с защитой прав ЛГБТ-сообществ для подрыва традиционных ценностей среди консервативно ориентированного народа России и обвинения российского государства в нарушении гражданских прав и свобод. В конце 80-х и 90-х годов, в период агрессивной либерализации общественной жизни, в России была создана благодатная почва для деятельности различных деструктивных элементов, в том числе представителей и «защитников» ЛГБТ-сообщества.
На волне «белоленточных» протестов в России в 2011-2012 годах деструктивный характер подобных «социальных групп» стал очевиден. На весь мир прославились адепты «правильной» толерантной культуры: феминистская панк-рок группа Pussy Riot и художник Павел Павленский. Откровенное хулиганство, нарушение общественного порядка и прямое нарушение закона упомянутыми персонажами становились важными информационными поводами, которые немедленно находили отклик и поддержку в сердцах, постах и твитах либеральной части российского общества. Эти так называемые деятели культуры и борцы за права человека в России прославились весьма неоднозначными акциями. Деятельность панк-рок группы Pussy Riot, образованной в 2011 году, носит ярко выраженный антисистемный характер. Ее участницы, прикрываясь своим «творчеством», устраивают провокации для того, чтобы привлечь внимание отечественных и зарубежных СМИ к проблемам прав и свобод ЛГБТ-сообщества в России, позиционируя себя как представителей «третьей волны феминизма». Они неоднократно устраивали «импровизированные концерты» и «художественные акции» в общественных местах: на Красной площади, в метро, музеях и на улицах Москвы, в храме Христа Спасителя. За нашумевший «панк-молебен» в храме Христа Спасителя некоторые участницы Pussy Riot были осуждены на реальные сроки тюремного заключения. С тюремным сроком им очень повезло, потому что при совершении подобного «творческого» акта в российской мечети или любой мусульманской стране участь Pussy Riot была бы печальной. Однако международная организация Amnesty International сразу объявила участниц Pussy Riot «узницами совести», создавая из их деструктивной деятельности яркий образ «борцов» с режимом.
В ходе поездки Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной в США в 2014 году была организована большая пиар-компания, посвященная Pussy Riot. Они выступили на концерте в защиту прав человека в Нью-Йорке, организованном правозащитниками из Amnesty International. Во время концерта их представила и поддержала певица Мадонна. После окончания концерта состоялась встреча Алехиной и Толоконниковой с официальным представителем США в ООН Самантой Пауэр, в ходе которой поднимались вопросы свободы слова и защиты прав представителей ЛГБТ-сообщества России. Обсуждение подобных вопросов на столь высоком политическом уровне официальными представителями США с уголовницами и маргиналами от искусства в очередной раз свидетельствует о ведущей роли Соединенных Штатов Америки в массированной культурно-информационной войне против России. Неприятие российским обществом персонажей, которые своей деятельностью и ее положительным освещением со стороны либеральных отечественных и зарубежных СМИ разрушают традиционные ценности и пропагандируют нетрадиционную сексуальную ориентацию, пытаются представить мировому сообществу как проявление отсталости и ущербности мировоззрения нашего народа, который, по словам «просвещенного» Запада, оказался в культурном тупике. Особое внимание в данном контексте уделяется освещению ст. 6.21. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которая запрещает пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Закон содержит лишь запрет на распространение подобных ценностей среди подрастающего поколения, которое психологически еще не защищено от любых деструктивных воздействий. Однако в российских либеральных и западных СМИ закон преподносится как нарушение гражданских прав и свобод. «Авторитарный политический режим» в России чуть ли не преследует представителей ЛГБТ-сообщества, которые постоянно становятся «жертвами репрессий».
В аналогичном ключе прославился и коллега Pussy Riot, художник Павел Павленский, который известен прибиванием своих гениталий к брусчатке Красной площади, прилюдным отрезанием мочки уха на заборе Института психиатрии имени Сербского, поджогом двери здания главного управления ФСБ на Лубянской площади. Если бы такой «художник» поджег дверь главного управления ЦРУ в США, учитывая методы работы американской полиции, он был бы застрелен на месте. А федеральные власти не допустили бы проникновения в СМИ информации о подобном акте «выражения свободы», который является банальным вандализмом. Однако мировые СМИ, как обычно, осветили задержание вандала и правонарушителя как проявление гражданской позиции и борьбу с недемократическим авторитарным режимом. Таким образом, из представленных «культурных» деятелей делают «жертв кровавого режима», реализовывая классическую схему «Окна Овертона». Либеральная часть российского общества и так называемый креативный класс — это первые жертвы «культурной агрессии». В настоящее время сложно представить в России человека с либеральными взглядами на государственное устройство, но при этом являющегося носителем консервативных ценностей. Таким образом, культурное перекодирование напрямую влияет на политические предпочтения граждан.
Не менее «знаковым» и одиозным событием стало выступление в ООН австрийского певца-трансвестита Томаса Нойвирта (Кончита Вурст), его встреча с генсекретарем организации Пан Ги Муном, а также практически синхронные, как по команде, получившие в СМИ название «каминг аутов» (англ. сoming out) публичные признания главы американской корпорации «Эппл» (Apple) Тима Кука и министра иностранных дел Латвии Э. Ринкевича в нетрадиционной сексуальной ориентации. Пост министра Сухопутных войск США занял открытый гомосексуалист Эрик Фэннинг, его кандидатуру 18 мая 2016 года единогласно поддержал сенат конгресса США. В конце 2010 года Обама подписал указ, отменивший действовавшее в американской армии правило don’t ask, don’t tell («не спрашивай, не говори»). Действовавшее с 1993 года правило запрещало командирам американской армии интересоваться сексуальной ориентацией своих подчиненных, однако тем, в свою очередь, запрещалось публично заявлять о своей гомосексуальности. Уже никого не удивляют заявления о том, что в американских вооруженных силах число геев, транссексуалов, лесбиянок исчисляется тысячами.
В июне 2015 года в Соединенных Штатах Америки Верховный суд отменил запрет на однополые браки в тех штатах, где это было запрещено. Таким образом, теперь американские геи и лесбиянки могут заключать браки во всех 50 штатах страны.
Вписывается в американские и европейские реалии и современное сексуальное воспитание в детских садах и школах, когда с раннего возраста детям внушают мысль о норме однополых браков и способности таких пар вырастить и воспитать ребенка с традиционными морально-ценностными ориентациями. Причем сексуальное воспитание является официальной частью образовательной политики ряда стран Европы и США, а занятия по данному предмету должны посещаться в обязательном порядке. В частности, в Германии за отказ школьников от их посещения предусматривается уголовная ответственность для родителей.
Пропаганда субкультур и движений, подобных Сhildfree, цель которых — навязывание населению идеи нецелесообразности рождения детей по причине обременения лишней ответственностью и лишения себя возможности получать удовольствие от жизни также становится атрибутом создания «параллельной реальности» международного масштаба.
Ювенальная юстиция — система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан, в которой элементом реализации технологий социальной инженерии становится давление на родителей, насильственное изъятие детей из семьи без видимых оснований, разрушение традиционных семейных ценностей.
На этом фоне были сформированы правовые институты, которые оказались уполномочены принимать карательные меры по отношению к родителям после соответствующего заявления со стороны ребенка (например, ювенальные центры в США). На сегодняшний день во многих странах ЕС запущена масштабная программа по «половому воспитанию» молодого поколения; в школах введены специальные уроки, на которых 10-летним детям рассказывают о разных видах сексуальной ориентации и прочих аспектах, которые вредны для психологического состояния ребенка. В случае запрета посещения таких занятий ребенком родителей ждет уголовное преследование. Органы социальной защиты в контексте реализации ювенальной юстиции очень часто используют низкий уровень жизни некоторых семей, матерей-одиночек для изъятия ребенка, разрушая тем самым целые благополучные и счастливые семьи.
На этом фоне контроль над репродуктивной функцией населения и содействие сокращению рождаемости вполне логично вписываются в избранный алгоритм решения задач по переформатированию глобального мироустройства. Неоднократно со стороны видных государственных деятелей, представителей крупного бизнеса CША звучали высказывания по поводу необходимости сокращения численности населения. Джон Пи. Холдрен, советник по науке президента США Барака Обамы, пошел еще дальше, заявив, что «было бы легче осуществить программу по стерилизации женщин после рождения ими второго или третьего ребенка, несмотря на относительно большую сложность операции по сравнению с вазэктомией, чем пытаться стерилизовать мужчин». Упомянутые примеры фактов и проектов, формирующих альтернативную реальность, когда отклонение выдается за норму, вполне вписываются в логику реализации стратегии США по переформатированию глобального мироустройства в качестве ее отдельного самостоятельного вектора.
Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН