09 декабря 2016 - 16:10

СССР и его правопреемница Россия в новейшей истории не раз становились объектами реализации всевозможных деструктивных политических технологий. Операции в ГДР, события в Венгрии 1956 года, «Пражская весна» 1968 года, череда «бархатных революций» в конце 80-х годов были всего лишь полигонами для обкатки и усовершенствования технологий по демонтажу политических режимов, которые в настоящее время известны под брендом «цветные революции».

Главной задачей США в то время был скорейший развал СССР и девальвация его роли на международной арене. Однако решение этой задачи путем прямого использования военной силы не представлялось возможным. Поэтому было оказано комплексное влияние на политическую и общественную обстановку в СССР с целью дестабилизации внутриполитической и социально-экономической ситуации в государстве. Воздействие на настроение народных масс, а также работа по формированию западно-ориентированной политической элиты дали свои деструктивные результаты. Поэтому развал советского государства следует рассматривать, в том числе, как успешную реализацию очередного «цветного сценария». Нельзя отрицать наличие неразрешенных внутренних вопросов, межнациональных противоречий и социально-экономических сложностей, оказавших существенное влияние на настроение народных масс, но даже в самые трудные времена такие кризисы не обязательно ведут к разрушению единого и могучего государства каким, безусловно, был Советский Союз.

К 1991 году обстановка была накалена во многих союзных республиках: в Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и так далее. Антисоветские и антиправительственные выступления прокатились по всей стране: в 1986 году — в Алма-Ате, в 1989 году — в Тбилиси, в 1990 году — в Киеве, в 1991 году — в Вильнюсе. 

Как известно, абсолютное большинство советских граждан высказались в 1991 году за сохранение союзного государства в обновленном виде. Однако дальнейшие шаги национальных элит и политического руководства во главе с Михаилом Горбачевым абсолютно не соответствовали волеизъявлению советских граждан. В результате системных ошибок и нежелания противодействовать процессу развала страны сохранение единого государства оказалось невозможным.

 

Одно из ключевых мест в политике Запада с целью развала СССР отводилось Прибалтике. Именно оттуда был запущен процесс децентрализации государства, превратившийся в так называемый парад суверенитетов, которым не преминули воспользоваться республиканские элиты.

События в литовской столице стали одним из первых доказательств того, что на территории СССР пытаются реализовать «цветной сценарий». В ходе антиправительственных выступлений масса протестующих вошла в открытое противостояние с силами правопорядка с целью захвата правительственных зданий и телецентра. Во время столкновений неизвестные снайперы вели огонь как по протестующим, так и по бойцам вильнюсского ОМОНа, что привело к появлению потерь с обеих сторон. В Вильнюсе было размещено спецподразделение «Альфа» КГБ СССР, однако из Москвы приказ о немедленном наведении порядка в столице советской Литвы так и не пришел.

Нерешительность политического руководства СССР, проявленная в ходе вильнюсских событий января 1991 года, дала внешним силам ясное понимание неспособности советской власти отвечать на внутренние вызовы и угрозы. СССР стоял на грани развала. В Литве, в свою очередь, в гибели людей 11-13 января 1991 года полностью обвинили бойцов ОМОНа, несмотря на то, что они не использовали огнестрельное оружие в ходе столкновений. 

Существуют неоднозначные оценки деятельности ГКЧП, члены которого крайне неуверенно и безынициативно попытались изменить ход событий в стране, однако руководство РСФСР во главе с президентом Борисом Ельциным, выиграв в политической борьбе, поставило крест на сохранении СССР даже в формате нового Союзного договора, подписав Беловежские соглашения. Отметим, что, не имея сил для прямого сопротивления органам правопорядка, Борис Ельцин прибегнул к одному из методов ненасильственного сопротивления — собранию народных масс возле Белого дома, чтобы свести силовое преимущество ГКЧП на нет. При этом во время событий 1993 года, когда возле Белого дома также собралось большое количество граждан, Ельцин не отказался от прямого использования военной силы. Во время массовых протестов на крыше находящегося в непосредственной близости от места активных событий посольства США были замечены неизвестные снайперы, которые открывали огонь на поражение с целью побудить народные массы и силы правопорядка перейти к прямому и кровавому столкновению. В ходе трагических событий в Москве в октябре 1993 года погибло более 100 человек, мятеж Верховного Совета был подавлен. Вероятно, внешние силы в 1993 году, в отличие от 1991 года, не поддерживали ни одну из сторон конфликта. Им было выгодно начало масштабного вооруженного противостояния внутри России, за которым мог бы последовать развал Российской Федерации, как единого государства по аналогии с Советским Союзом. 

В 1990-х годах Россия следовала в фарватере политики стран Запада. Зарубежные акторы временно достигли своей главной цели — установления над Россией внешнего управления. Однако в начале 2000-х годов произошло возвращение России на международную арену в качестве независимого и суверенного государства, которое не собирается отказываться от защиты своих национальных интересов. 

В результате был разработан и реализован очередной сценарий по ослаблению России и окружению ее конфликтным кольцом из недружественных политических режимов. Запустив цепочку «цветных революций» на пространстве СНГ, Вашингтон смог вплотную приблизиться к границам России. Президент США Джордж Буш-младший не скрывал надежд на дальнейший успех стратегии «смены режимов» в Евразии. В одном из своих выступлений он заявил: «Мы стали свидетелями революций "роз", "оранжевой", "пурпура", "тюльпана" и "кедра", и это только начало. По всему Кавказу и Средней Азии растут ожидания в связи с перспективами перемен, и эти перемены наступят».

Но в отличие от политической элиты СССР времен перестройки у нынешнего руководства было понимание новых вызовов, которые напрямую угрожали национальной безопасности российского государства. Занимающий в те годы должность премьер-министра России Владимир Путин, четко обозначил «цветные революции» как одну из этих угроз и указал на наработанную схему, которую на опыте постсоветских государственных переворотов переняли деструктивные силы, пытающиеся организовать подобный сценарий в Москве: «Это наработанная схема дестабилизации общества. Думаю, эта схема родилась не сама по себе. Мы знаем события "оранжевой революции" на Украине. Кстати, некоторые из наших оппозиционеров в это время были на Украине и работали официально в качестве советников тогдашнего президента Виктора Ющенко. Они естественным образом переносят эту практику и на российскую почву».

К президентским выборам режиссеры массовых протестов в России готовили отработанный сценарий, по которому протестующие на Болотной площади весной 2012 года должны были перейти к силовым действиям, что могло вызвать нужный резонанс в зарубежном медиа-пространстве. 

Напомним, что попытка реализовать «цветную революцию» в России закончилась неудачей и привела к массовым беспорядкам 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве, которые сопровождались поджогами и уничтожением имущества, а также применением насилия к представителям правопорядка.

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин впоследствии назвал события на Болотной площади 2012 года репетицией «майдана»: «Вы знаете, что это была репетиция "майдана" на Болотной площади? Там под сценой лежали палатки и шины, как это было на "майдане". Если бы не проявили твердость тогда, вот у нас могло быть такое, что происходит сегодня на Украине».

Кроме того, данные действия координировались из-за рубежа. По словам Владимира Путина, преждевременное заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о недемократических парламентских выборах в России инициировало активную работу оппозиции внутри государства, послужило прямым побуждающим сигналом к действиям: «Они этот сигнал услышали и при поддержке Госдепа США начали активную работу».

Деструктивные мероприятия заранее готовились, финансирование и оперативная связь осуществлялись по зарубежным каналам. В результате оперативных мероприятий удалось выявить связь организаторов и внешний круг их контактов. 

В Минске во второй половине июня 2012 года деструктивная оппозиция в координации с грузинскими представителями разрабатывала силовой сценарий захвата власти. Участие во встрече с грузинской стороны принимали председатель парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, консул Грузии в Молдавии Михаил Иашвили, а также трое их помощников. С российской стороны во встрече принимали участие лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, его помощник Константин Лебедев, помощник депутата Государственной думы РФ Ильи Пономарева Леонид Развозжаев. Главным следственным управлением СК РФ возбуждено уголовное дело в отношении Удальцова, Развозжаева, Лебедева и других лиц по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 30 и ч. 1 ст. 212 УК РФ, то есть приготовление к организации массовых беспорядков. Уголовное дело было возбуждено по результатам проверки фактов приготовления к массовым беспорядкам в Москве и на территории других регионов Российской Федерации. 

Прослеживается четкая связь американской стратегии смены режимов без комплексного задействования военной силы. Известно, что в Грузии перед «революцией роз» активисты «Кмары» заранее наладили тесные контакты с сербским «Отпором», который принял непосредственное участие в подготовке лидеров грузинского молодежного движения и тренингах по проведению манифестаций. Члены «Кмары» еще летом 2003 года обучались методам «ненасильственного гражданского сопротивления» в специальных лагерях на территории Сербии. Уже в 2004 году молодые грузинские оппозиционеры делились опытом с украинцами из движения «Пора», которые в свою очередь будут взаимодействовать с российскими деструктивными силами, занимающимися подготовкой «цветной революции» в Москве.

 

Катализация протеста как один из важных элементов госпереворота имела место в ходе грузинской «революции роз». Тогда произошла темная история с «вооруженными людьми в масках», стрелявшими в протестующих в городе Зугдиди. В ходе этой атаки были ранены 3 человека, и накал протеста значительно вырос. В связи с этим эпизодом в прессе появлялись упоминания Гиви Таргамадзе, который в 2012 году, по некоторым данным, режиссировал аналогичную кровавую провокацию на Болотной площади, давшую старт так называемому делу 6 мая. Среди основных исполнителей фигурируют российские несистемные оппозиционеры Леонид Развозжаев, Константин Лебедев и Сергей Удальцов. Уличные столкновения, наподобие имевших место событий 6 мая, обычно преподносятся широкой общественности как «провокация властей», что придает протесту дополнительный импульс. Появление жертв в ходе столкновений ударных частей «революции» с правоохранителями также списывают на «кровавый режим». Данная тактика была успешно отработана бойцами из «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) и так называемой «Самообороны майдана» в ходе госпереворота 2013-2014 годов на Украине. Если бы это удалось полностью осуществить в России, то последствия могли бы приобрести еще более трагический характер. 

Поддерживающий прозападную оппозицию «креативный класс», разумеется, был малопригоден для использования его представителей в столкновениях с ОМОНом, именно для этого, как правило, задействуются националистические силы и «околофутбольные» движения.

Еще на стадии планирования сценария «цветной революции» в России было определено, что составную, ударную мобилизационную силу составят радикальные националисты, либеральные протестные массы и многочисленные группы рядовых граждан, которым отводилась роль второго плана.

В частности, предлагалось использовать потенциал политических экстремистов — радикальных националистов. Как следует из опубликованной речи грузинского «куратора» российских оппозиционеров, предлагалось задействовать «правые» силы для насильственного захвата власти: «…100 или 200 тыс. человек собрать, всех в одинаковых формах с коловратами, и завтра пойти на Кремль». Отдельные лидеры националистических группировок эту инициативу поддержали. К ней примкнул депутат из числа деструктивной оппозиции Илья Пономарев, призвавший к созданию «боевых отрядов, способных бороться на улице». В элитном курортном поселке под Санкт-Петербургом оппозиционеры попытались выстроить планы на будущее, скоординировать действия своих сторонников во власти и среди радикальных кругов в ходе организационного мероприятия под названием «Белый форум». В ходе заседаний присутствующие представители радикальных националистических движений высказались не за открытую политическую конкуренцию в правовом поле с мирной сменой власти через законные выборы, а за тотальную дестабилизацию в стране с последующим захватом власти. В частности, лидер движения «Русские» Александр Белов, намекая на сценарий «арабской весны», заявил: «Пока мы будем выбирать мэров малых городов, ничего не изменится. Считаю, что нам надо изучать опыт Египта и Ливии».

Операция по захвату власти в 2012 году была детально продумана, просчитывались возможности организации различных провокаций с использованием межнационального фактора как дополнительного способа воздействия на население. Внутри российского общества данные деяния могли вызвать всплеск межнациональной напряженности, что также усилило бы позиции националистов, еще больше ударив по внутренней стабильности. 

Можно предположить, что в тот период прорабатывался сценарий с привлечением ударных боевых отрядов, противостоящих государственным силам правопорядка, имевший целью насильственное свержение конституционного строя России, что нанесло бы непоправимый ущерб национальной безопасности. В данном контексте наибольшую опасность представляет смычка деструктивных сил либералов и радикальных националистов. 

События 1991 и 2011-2012 годов имеют несколько схожих черт. В обоих случаях деструкторы использовали протестный потенциал гражданских масс, который выступал источником «демократических перемен» и якобы основной действующей силой, в то время как на самом деле успех сценария государственного переворота зависел от поддержки со стороны внешней управляющей силы и нерешительных действий политического руководства страны. США, преследуя цель развала СССР, руководствовались комплексной стратегией, предполагающей свержение коммунистических режимов в дружественных Москве социалистических государствах. Операции в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше стали для Вашингтона своего рода полигонами для обкатки деструктивных технологий госпереворотов в социалистическом лагере. С технологической точки зрения они имеют общие черты с современными «цветными революциями». 

Подобная тактика использовалась Вашингтоном и в отношении Российской Федерации. Путем инспирированных американскими политтехнологами «цветных революций» на постсоветском пространстве США стремились окружить Россию, которая была главным звеном в этой цепочке. 

Однако благодаря решительности политического руководства России, а также сплоченности национальных элит удалось купировать негативные сценарии развития ситуации, предотвратить возможность успешной реализации государственного переворота и в итоге сохранить страну. 

Никита Данюк,

заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН