Сегодня Мосгорсуд рассматривает иск столичной прокуратуры о признании структур Навального «Фонд борьбы с коррупцией» (признан иноагентом), «Фонда защиты прав граждан» (признан иноагентом) и общественного движения «Штабы Навального» экстремистскими организациями.
С самого начала соратники блогера, который сейчас отбывает тюремный срок за экономическое преступление, пытаются выставить судебный процесс в негативном свете. Они заявляют, что блогер, его подчиненные и сторонники не занимались экстремистской деятельностью. В реальности это не так.
Действия Навального и его подопечных давно требуют правовой оценки на предмет осуществления экстремизма. Например, 27 апреля 2020 года блогер в эфире радиостанции «Эхо Москвы» открыто призвал к свержению власти в России силовым способом.
«Такую власть нужно точно свергать прямо сейчас, вполне вероятно, даже насильственным образом… такая власть заслуживает самого худшего обращения просто», — заявил Навальный в эфире радиостанции.
Штабы блогера, а также его подчиненные неоднократно призывали к участию в несанкционированных акциях, большинство из которых впоследствии переходили в беспорядки с попытками нападения на правоохранителей, перекрытием дорог и нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, введенных для борьбы с распространением коронавируса. По сути, все это является экстремистской деятельностью.
Навальный, его штабы и сотрудники втягивали людей, в том числе детей и подростков, в противоправную деятельность. Экс-глава региональной сети штабов блогера Леонид Волков, который уже несколько лет скрывается в Европе, заочно арестован в РФ за вовлечение несовершеннолетних в деятельность, представляющую опасность для их жизни.
Примечательно, что в странах Запада, к которым так любят апеллировать навальнисты, за призывы к свержению власти и участию в беспорядках предусмотрена очень жесткая уголовная ответственность. Участникам так называемого «захвата Капитолия» в США, например, грозит до 25 лет лишения свободы.
Отдельно стоит упомянуть об открытых симпатиях сотрудников Навального к украинским неонацистским организациям и о поддержке «евромайдана».
Вот как комментировал события на Украине экс-координатор столичного штаба блогера Олег Степанов.
«Да, эти события были неожиданными — но воодушевляющими; там, где был — я пошел к посольству Украины, чтобы выразить поддержку борцам против преступной диктатуры. Так же, как и ходил летом к посольству Украины, чтобы возложить цветы в память жертв этой бессмысленной войны российской диктатуры против свободы», — писал соратник Навального на своей странице в Facebook в 2014 году. Спустя несколько лет Степанов удалил этот пост.
Беглый навальнист Руслан Шаведдинов является поклонником Бандеры и Шухевича. Массовое убийство в одесском Доме профсоюзов он превратил в повод для циничной шутки.
Менеджер проектов иноагента ФБК Илья Пахомов тоже активно поддерживал «евромайдан». Пахомов восхвалял действия погромщиков в центре украинской столицы.
Глава псевдопрофсоюза Навального «Альянс учителей» Даниил Кен также неоднократно выкладывал фото с нацистской символикой и публиковал посты, оскорбляющие Великую Победу.
Экс-координатор штаба Навального в Мурманске Виолетта Грудина, как и другие сторонники блогера, публиковала в социальных сетях посты с требованием «вернуть Украине Крым». Этим она открыто призывала к нарушению территориальной целостности нашей страны.
Сам Навальный и его подчиненные на протяжении длительного срока предпринимали попытки по дискредитации Великой Победы и роли Советского Союза в ней. Блогер и его подопечные оскорбляли фронтовика Игната Артеменко, называя его холуем, предателем и мразью. Сотрудники основателя иноагента ФБК неоднократно выкладывали в своих соцсетях нацистскую символику. Адепты блогера присылали портреты нацистских преступников на сайты «Бессмертного полка».
Стоит отметить, что в западных странах за подобные высказывания и действия навальнистам бы грозила весьма серьезная ответственность. Например, в Канаде, Израиле и многих странах Европы попытка отрицания Холокоста очень строго карается по закону.
За кампанией Навального и его соратников по дискредитации победы над фашизмом, которую Советский Союз одержал в Великой Отечественной войне, стоит не что иное, как попытка разрушить ценности нашей страны, а как следствие, и саму Россию.
Сторонники блогера, как и он сам, не раз были уличены в организации травли, а также в призывах к физической расправе над людьми. Призывали адепты блогера и к преследованию силовиков, а также членов их семей. Например, блогер Владислав Синица был приговорен к пяти годам лишения свободы за призывы во время незаконных акций в поддержку «независимых кандидатов» на выборах 2019 года в Москве к убийству детей правоохранителей.
В апреле 2020 года беглый сотрудник Навального Георгий Албуров опубликовал в соцсетях пост, в котором назвал силовиков «ублюдками» и призвал преследовать их и судить.
Более того, для преследования силовиков создавались такие проекты, как «Сканер» (подобие украинского ресурса «Миротворец») и канал «Каратели России». На этих ресурсах, в нарушение законодательства, выкладывались персональные данные правоохранителей и их семей, а также размещались призывы к насильственной расправе над ними.
Сотрудники и члены структур Навального, как и сам блогер, неоднократно призывали к проведению репрессий в отношении госслужащих и чиновников. Мечтая о госперевороте, навальнисты заранее составляли черные списки неугодных им людей. Еще в 2016 году основатель иноагента ФБК объявил о создании проекта «Черный блокнот» для сбора данных людей, подлежащих, по мнению блогера и его подчиненных, уголовному преследованию. Призывы к физической расправе над людьми неоднократно звучали из уст Навального и его подчиненных. Так, в 2017 году блогер заявил буквально следующее о судьях и прокурорах. «Никого из них не надо люстрировать… Может, в расход, а может, на перековку», — сказал блогер.
Беглый соратник Навального Владимир Милов призывал «отрубать сучьи головы» тем, кто, по его мнению, виновен в недопуске его к участию в выборах в Мосгордуму в 2019 году.
Другой беглый навальнист, Леонид Волков, в 2011 году предлагал «вешать» и «пытать» депутатов Свердловской областной думы. Также он неоднократно заявлял, что в «прекрасной России будущего» будут подвергнуты люстрации руководители партии «Единая Россия», сотрудники ФСБ, которые занимались делом «Сети» (организация запрещена в РФ), и другие силовики.
Стоит отметить, что Навальный и его подчиненные, а также члены его структур отнюдь не скрывают свои неонацистские и человеконенавистнические взгляды. Блогер не единожды становился фигурантом антисемитских скандалов и не раз озвучивал ксенофобские и расистские высказывания.
В конце 2000-х, во время вечеринки журнала The New Times он предложил «поднять первый тост за Холокост». Навальный называл евреев жидами, грузин — грызунами, мигрантов сравнивал с мухами и тараканами, а свою коллегу по партии «Яблоко» Саадат Кадырову называл «чернож*пой». Напомним, что блогер на заре своей карьеры выступал организатором «Русских маршей», на которых собирались радикальные националисты, причем некоторые из них не только исповедовали человеконенавистническую идеологию, но и непосредственно участвовали в физических расправах над представителями других национальностей. Очевидно, что на Западе с такими взглядами Навальный вряд ли бы смог участвовать хоть в какой-то публичной деятельности и уж тем более был бы игнорируем СМИ. А за свои высказывания о представителях нетрадиционной сексуальной ориентации он бы сиюминутно был обвинен в гомофобии и предан остракизму.
Согласно российскому законодательству, к экстремизму относятся насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики, а также организация, подготовка, финансирование и подстрекательство к указанным деяниям.
Очевидно, что Алексей Навальный, его подчиненные и члены структур, в отношении которых был подан иск о признании их экстремистскими организациями, были неоднократно уличены в перечисленных действиях.